» » »

Анализ затрат на рубль товарной продукции

Эффективное управление затратами коммерческой организации подразумевает постоянную работу по снижению себестоимости, планирование и учет затрат, контроль за отклонениями с выявлением причин этих отклонений и организация информационной системы, которая позволила бы принимать обоснованные управленческие решения.

Показатель затрат на рубль товарной продукции

Для анализа себестоимости продукции в практике, чаще всего, рассчитывается показатель затраты на рубль товарной продукции. Показатель рассчитывается как отношение общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной продукции в действующих ценах.

Расчет показателя, характеризующего уровень затрат на один рубль товарной продукции (издержкоемкость)выполняется по формуле:

h = ∑ (Qi х Zi) / ∑ (Qi х Pi)

где,
Qi - количество выпущенной продукции, шт.;
Zi - себестоимость единицы продукции, руб.;
Pi - цена единицы продукции, руб.

При значении показателя уровне ниже единицы производство продукции является рентабельным, при уровне выше единицы – убыточным.

Данный показатель является важным обобщающим показателем себестоимости продукции. Он выгодно отличается своей универсальностью: может рассчитываться в любой отрасли производства и наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью.

Показатель уровня затрат на рубль товарной продукции может быть интерпретирован, во-первых, как сумма затрат, необходимых для производства одного рубля товарной продукции; во-вторых, как относительная величина, характеризующая структуру стоимости продукции.

Для более глубокого изучения причин изменения себестоимости анализируют отчетные калькуляции по отдельным продуктам, услугам или работам. В этом случае формула расчета себестоимости отдельного продукта (услуги, работы) принимает вид:

Сi = Ai/Qi + bi

где,
Ci - себестоимость i-го вида продукции;
Ai - сумма постоянных затрат, отнесенная на i-й вид продукции;
bi - сумма переменных затрат на единицу i-го вида продукции;
Qi - объем выпуска i-го вида продукции в физических единицах.

Динамика показателя может происходить под влиянием трех основных факторов:

  • изменения цен на производимую продукцию, работы или услуги;
  • изменения объема и ассортимента производимой продукции, работ или услуг;
  • изменения себестоимости единицы производимой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) за счет изменения  уровня удельных переменных затрат, изменение суммы постоянных затрат.

Схема факторной системы анализа затрат на рубль товарной продукции представлена на следующем рисунке.

Взаимосвязь факторов, определяющих уровень затрат на рубль товарной продукции
Рисунок 1. Взаимосвязь факторов, определяющих уровень затрат на рубль товарной продукции

Влияние вышеуказанных факторов на изменение затрат на один рубль товарной продукции рассчитывается способом цепных подстановок и по данным о выпуске товарной продукции:

Влияние факторов на изменение затрат на один рубль товарной продукции

Влияние этих факторов на изменение показателя определяем по следующим формулам:

Δh = h1 – h0

а) Влияние фактора изменения цен:

    Δh(p) = h1 – hусл2

б) Влияние фактора изменения количества выпущенной продукции:

    Δh(q) = hусл1 – h0

в) Влияние фактора изменения себестоимости единицы производимой продукции:

    Δh(z) = hусл2 – hусл1

Пример анализа затрат на рубль товарной продукции

Таблица 1. Исходные данные
Товар Выпуск, шт. Себестоимость единицы продукции, руб. Отпускная цена единицы продукции, руб.
Базисный период Отчетный период Базисный период Отчетный период Базисный период Отчетный период
план факт план факт план факт
А 10 000 12 000 12 600 3,50 3,30 3,10 4,00 3,90 3,76
В 400 420 430 66,00 63,00 60,00 75,00 73,00 70,00
Итого: 10 400 12 420 13 030 5,90 5,32 4,98 6,73 6,24 5,95

Таблица 2. Анализ динамики затрат на 1 руб. реализованной продукции
Показатель Базисный период, руб. Отчетный период, руб. Изменения к базисному периоду (+,-), руб Изменения (+,-), факт к плану, руб.
план факт план факт
Выручка 70 000 77 460 77 476 7 460 7 476 16
Себестоимость 61 400 66 060 64 860 4 660 3 460 -1 200
Прибыль 8 600 11 400 12 616 2 800 4 016 1 216

По данным таблицы 2 видно, что в отчетном периоде наблюдается рост себестоимости реализованной продукции и работ, однако темп роста себестоимости (6% = 3460/61400) меньше темпа роста реализованной продукции предприятия (11% = 7476/70000).

На основании вышеприведенных данных определим уровни затрат на один рубль товарной продукции.

Таблица 3. Уровень затрат на 1 руб. товарной продукции
Товар Базисный период, коп. Отчетный период, коп. Динамика к базисному периоду, % Динамика факт к плану, %
план факт план факт
А 87,50 84,62 82,45 96,7% 94,2% 97,4%
В 88,00 86,30 85,71 98,1% 97,4% 99,3%
Итого 87,71 85,28 83,72 97,2% 95,4% 98,2%

Данные о расходах на один рубль товарной продукции свидетельствуют о сокращении удельных затрат в целом по товарным группам, по сравнению с базисным периодом на 3% по планируемым показателям (100%-97%) и на 5% по фактическим данным (100%-95%).

В отчетном периоде наблюдаем снижение затрат на рубль реализованной продукции в силу превышающего темпа роста объемов производства и реализации работ над темпом роста себестоимости продукции.

Фактически удельные затраты организации по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократились на 4 коп. (83,72-87,71), по сравнению с плановыми показателями удельные издержки снизились на 1,57 коп. (83,72-85,28).

Снижение значения показателя в отчетном периоде свидетельствует об успешности работы предприятия по внедрению новой техники, повышению производительности труда, соблюдению режима экономии в расходовании материальных, трудовых и денежных ресурсов, выявлению и использованию внутренних резервов.

Определим влияние факторов на изменение затрат на 1 руб. товарной продукции способом цепных подстановок.

Таблица 4. Влияние факторов на изменение затрат на рубль товарной продукции
Показатель Затраты на 1 рубль, коп.
Затраты на рубль товарной продукции:
по данным предыдущего года 87,71
при фактическом объеме выпущенной продукции и при себестоимости и ценах за предыдущий год 87,71
при фактическом объеме выпущенной продукции и фактической себестоимости продукции и при ценах за прошлый год 73,96
при фактических данных 83,72
Влияние факторов на изменение затрат на рубль товарной продукции, в т.ч.: -4,00
 - Влияние фактора изменения цен 9,76
 - Изменение количества выпущенной продукции 0,00
 - Изменение себестоимости единицы производимой продукции -13,76

Из данных таблицы видно:

1. Снижение цен реализации в отчетном периоде неблагоприятно сказалось на величине затрат на рубль товарной продукции и привело к его увеличению на 9,76 коп.

2. Изменение объема и ассортимента производимой продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом не оказало влияния на показатель.

3. Фактическое снижение удельных затрат единицы продукции благоприятно повлияло на показатель (значение затрат на рубль товарной продукции снизилось в отчетном периоде на 13,76 коп.)

Пример анализа затрат на рубль товарной продукции в .xlsх

Список литературы:
  1. Гончарова Э.А. Резервы снижения себестоимости: Учеб.пособие. - Л.: ЛФЭИ, 2003.
  2. Грищенко О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000.
  3. Кадацкий В. Затраты и прибыль: теоретический анализ // Экономист. - 2003. №6.
  4. Куракова Ю. Г. Управление издержками на предприятии // БухУчет. - 2004. №4.
  5. Управление затратами на предприятии / Под общей ред. Г.А. Краюхина. - СПб.: Бизнес-пресса, 2003.
Тэги: анализ себестоимости, затраты на рубль, себестоимость
Версия для печати
Похожие материалы:
Комментарии 0
avatar