Главная » Статьи » Операционный анализ » Маржинальный доход |
Анализ маржинальной прибыли
Главное предназначение прибыли любой коммерческой организации – отражение эффективности ее производственно-сбытовой деятельности. Это обусловлено тем, что в величине прибыли должно находить отражение соответствие индивидуальных затрат организации, связанных с производством и реализацией продукции и выступающих в форме себестоимости, общественно необходимых затрат, косвенным выражением которых должна явиться цена изделия. Рост прибыли в условиях стабильности оптовых цен свидетельствуют о снижении индивидуальных затрат организации на производство и реализацию товаров (работ, услуг). Единая модель формирования прибыли для всех предприятий, независимо от форм собственности представлена на рис. 1. Рисунок 1. Модель формирования прибыли предприятия ![]() Маржинальная прибыль представляет собой разницу между показателями выручки и переменными затратами предприятия [3], иными словами это предельная прибыль, которую может получить предприятие от производства и продажи каждого вида продукта (работы, услуги). Показатель маржинальной прибыли лежит в основе принятия управленческих решений, связанных с изменением ассортимента выпускаемой продукции, пересмотром цен, установлением размера премий, стимулирующих реализацию продукции, проведением рекламной кампании, и других маркетинговых операций. При многономенклатурном производстве анализ ассортимента по значению маржинальной прибыли дает возможность определить наиболее выгодные с точки зрения потенциальной прибыльности виды товаров, а также выявить продукты, которую предприятию убыточно (или не выгодно) выпускать. Маржинальная прибыль организации (МП) определяется по следующей формуле:
Формула маржинальной прибыли каждого вида реализованной (произведенной) продукции имеет вид:
Маржинальная прибыль на единицу продукции показывает вклад каждой дополнительно произведенной единицы продукции в общую сумму маржинальной прибыли, которая является источником покрытия постоянных расходов и генерирования прибыли. С помощью показателя маржинальная прибыль можно правильнее ранжировать отдельные вид продукции и отдельные сегменты предприятия по уровню рентабельности. Она служит основой для определения безубыточного объема продаж по каждому виду продукции и в целом по предприятию, а также для обоснования оптимального варианта различного рода управленческих решений [1]. Сравнение маржинальной прибыли предприятия с суммой постоянных расходов отражает финансовый результат от хозяйственной деятельности организации [2].
Анализ маржинальной прибыли предприятия требует соблюдения ряда условий:
На первом этапе проведения анализа маржинальной прибыли составим таблицу основных показателей анализа (табл. 1). Таблица 1. Исходные данные анализа
Определим значение коэффициента маржинального дохода:
С помощью данного показателя можно узнать, какая доля выручки от реализации идет на покрытие постоянных затрат и формирование прибыли. Увеличение этого показателя в условиях нестабильной ситуации на рынке может привести к увеличению риска неполучения дохода. На следующем этапе проведем факторный анализ маржинальной прибыли. Для проведения факторного анализа построим следующую таблицу 2. Таблица 2. Факторный анализ маржинальной прибыли
Подробнее о методике факторного анализа маржинальной прибыли изложено в этой статье. При маржинальном анализе прибыль более существенно, чем при факторном анализе, зависит от объема и структуры продаж, так как эти факторы влияют одновременно и на себестоимость продукции. Таким образом, преимуществом методики маржинального анализа, является возможность исследовать и количественно измерить не только непосредственные, но и опосредованные связи и зависимости. Использование этого метода в финансовом менеджменте предприятий позволяет более эффективно управлять процессом формирования финансовых результатов Литература:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тэги: |
- Методика маржинального анализа прибыли и рентабельности
- Расчет эффекта производственного рычага на примере
- Маржинальный анализ в управлении
- Основные показатели операционного анализа
- Методы расчета эффекта операционного (производственного) рычага