Главная » Статьи » Операционный анализ » Теория |
Методика маржинального анализа прибыли и рентабельности
Методика маржинального анализа прибыли, в отличие от традиционной, применяемой на отечественных предприятиях, позволяет полнее изучить взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов. Покажем это с помощью факторного анализа. Методика факторного анализа прибыли, применяемая в России, предполагает использование следующей модели:
При этом исходят из предположения, что все приведенные факторы изменяются сами по себе, независимо друг от друга. Данная модель не учитывает взаимосвязь объема производства (реализации) продукции и ее себестоимости. Обычно при увеличении объема производства (реализации) себестоимость продукции снижается, так как меньше постоянных затрат приходится на единицу продукции. И наоборот, при спаде производства себестоимость изделий возрастает из-за того, что больше постоянных расходов приходится на единицу продукции. Для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины в маржинальном анализе используют следующую модель:
Эта формула применяется для маржинального анализа прибыли от реализации отдельных видов продукции. Она позволяет определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены, уровня удельных переменных и суммы постоянных затрат. При этом учитывается не только прямое влияние объема продаж на прибыль, но и косвенное – посредством влияния данного фактора на себестоимость изделия, что дает возможность правильнее исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли. Методика анализа прибыли несколько усложняется в условиях многопродуктового производства, когда кроме рассмотренных факторов необходимо учитывать и влияние структуры реализованной продукции. Для изучения влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию можно использовать следующую модель: Преимущество методики маржинального анализа прибыли состоит в том, что она, в отличие от традиционной, позволяет исследовать и количественно измерить не только непосредственные, но и опосредованные связи и зависимости. Использование этого метода в финансовом менеджменте российских предприятий позволит более эффективно управлять процессом формирования финансовых результатов. Как правило применяемые методики анализа рентабельности, которые применяют на большинстве предприятий, не учитывают взаимосвязь «затраты – объем – прибыль». Обычная методика анализа рентабельности не находится в зависимости от объема продаж, так как с изменением последнего случается равномерное наращивание прибыли и суммы издержек. В реальности, как мы уже убедились, и прибыль, и расходы компании не изменяются соразмерно объему реализации продукта, так как часть затрат является постоянной. В связи с чем возникает необходимость проведения маржинального анализа рентабельности. Так, формула маржинального анализа рентабельности i-го продукта будет иметь следующий вид: Тогда модель оценки рентабельности производственной деятельности предприятия будет иметь вид: Преимущество методики маржинального анализа показателей рентабельности состоит в том, что при ее использовании учитывается взаимосвязь элементов модели, в результате чего улавливается влияние объема продаж на изменение уровня рентабельности. Это обеспечивает более точное исчисление влияния факторов и как следствие – более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов. |
|
|
|
Тэги: |
- Методы расчета эффекта операционного (производственного) рычага
- Методика маржинального анализа прибыли и рентабельности
- Расчет точки безубыточности в Excel
- Метод таргет-костинг калькулирования себестоимости
- Современные системы управления затратами предприятия