» » »

Рейтинговая оценка финансово-экономического состояния предприятия

Следует отметить, что в отличие от нормативных значений показателей первой группы, рекомендуемых официальными органами, нормативы третьей и четвертой групп не имеют официального статуса и трактуются в отдельных исследованиях по-разному. Ниже предлагаются авторские подходы к оценке нормативных значений показателей рентабельности и деловой активности.

Нормативные значения показателей рентабельности могут быть сформированы в соответствии со следующими позициями:

  • любое положительное значение коэффициентов рентабельности следует считать положительным моментом в экономическом развитии предприятия, а следовательно, нижняя граница диапазона нормативных значений показателей рентабельности может быть принята равной нулю;
  • среднее значение показателей рентабельности за период 2000-2010 гг., который можно оценить как удовлетворительный в развитии экономики страны, по данным "Российского статистического ежегодника"

Исходя из вышеизложенного, матрица нормативных значений показателей ликвидности, финансовой устойчивости, рентабельности и деловой активности может быть представлена так, как это сделано в нижеприведенной таблице.

Нормативные значения финансово-экономических показателей
№ п/п Коэффициенты Формула Нормативные (рекомендуемые) значения
Отлично (5) Хорошо (4) Удовлетворительно (3) Неудовлетворительно (2)
Коэффициенты ликвидности
1 Коэф.общей ликвидности Оборотные активы / Текущие обязательства > 3,0 2,5 - 3,0 2,0 - 2,5 < 2,0
2 Коэф.текущей ликвидности Оборотные активы / Краткосрочные обязательства > 2,0 1,5 - 2,0 1,0 - 1,5 < 1,0
3 Коэф.срочной ликвидности (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения + Краткосрочная дебиторская задолженность) / Краткосрочные обязательства > 1,0 0,7 - 1,0 0,5 - 0,7 < 0,5
4 Коэф.абсолютной ликвидности (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения) / Текущие обязательства > 0,3 0,2 - 0,3 0,1 - 0,2 < 0,1
Коэффициенты финансовой устойчивости
1 Коэффициент соотношения заемных и собственных средств Заемный капитал / Собственный капитал < 0,7 0,7 - 0,9 0,9 - 1,0 > 1,0
2 Коэффициент маневренности собственного капитала Собственные оборотные средства / Собственный капитал > 0,5 0,3 - 0,5 0,2 - 0,3 < 0,2
3 Коэф.автономии Собственный капитал / Активы > 0,7 0,6 - 0,7 0,5 - 0,6 < 0,5
Коэффициенты рентабельности
1 Рентабельность совокупных активов по чистой прибыли Чистая прибыль / Сумма активов > 0,200 0,100 - 0,200 0 - 0,100 < 0
2 Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли Чистая прибыль / Собственный капитал > 0,250 0,125 - 0,250 0 - 0,125 < 0
3 Рентабельность товаров, работ или услуг Чистая прибыль / Выручка > 0,300 0,150 - 0,300 0 - 150 < 0
Коэффициенты деловой активности
1 Коэф.оборачиваемости оборотных активов Выручка / Оборотные активы > 7,5 5,0 - 7,5 2,5 - 5,0 < 2,5
2 Коэф.оборачиваемости собственного капитала Выручка / Собственный капитал > 4,5 3,0 - 4,5 1,5 - 3,0 < 1,5
3 Фондоотдача Выручка / Среднегодовая стоимость основных средств > 6,0 4,0 - 6,0 2,0 - 4,0 < 2,0

Наличие матрицы нормативов позволяет рекомендовать следующую схему формирования рейтинга предприятия (оценки его финансово-экономического состояния):

  1. Определяется фактическая величина отдельных коэффициентов по всем четырем группам показателей в соответствии с изложенными алгоритмами расчетов;
  2. Проводится сравнение фактических и нормативных значений отдельных коэффициентов, и каждый фактический коэффициент получает соответствующий балл: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»;
  3. Дается количественная фактическая оценка каждой группы показателей в целом как отношение суммы баллов к числу показателей данной группы;
  4. Дается количественная оценка каждой группы показателей с учетом значимости отдельных групп;
  5. Формируется рейтинговая оценка финансово-экономического состояния предприятия (рейтинг предприятия) как сумма баллов по всем четырем группам показателей с учетом значимости каждой группы.
Рейтинговая оценка финансово-экономического состояния предприятия
Номер группы Коэффициент Значимость группы в общей рейтинговой оценке Фактическая величина коэф. Оценка коэффициентов, балы Оценка группы показателей с учетом значимости группы, баллы
1 2 3 4 5 6 = 3х5
Коэффициенты ликвидности
1 Коэф.общей ликвидности
Коэф.текущей ликвидности
Коэф.срочной ликвидности
Коэф.абсолютной ликвидности
Среднее значение по группе 0,30
Коэффициенты финансовой устойчивости
2 Коэффициент соотношения заемных и собственных средств
Коэффициент маневренности собственного капитала
Коэф.автономии
Среднее значение по группе 0,15
Коэффициенты рентабельности
3 Рентабельность совокупных активов по чистой прибыли
Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли
Рентабельность товаров, работ или услуг
Среднее значение по группе 0,40
Коэффициенты деловой активности
4 Коэф.оборачиваемости оборотных активов
Коэф.оборачиваемости собственного капитала
Фондоотдача
Среднее значение по группе 0,15
Рейтинг предприятия 1,00

В этой связи возникает вопрос о значимости отдельных групп показателей в формировании рейтинговой оценки.

В отличие от равноценной значимости каждой из четырех групп предпочтительным представляется вариант их дифференцированной значимости, что подтверждается отечественной и зарубежной практикой. Так, в широко известной пятифакторной модели "Z-счета" Э. Альтмана по прогнозированию вероятности банкротства предприятий два фактора из пяти представлены показателями рентабельности. В соответствии с этим при оценке значимости отдельных групп показателей в качестве ориентировочного варианта (колонка 3 таблицы рейтинговой оценки) можно принять следующий, %:

  • группа показателей ликвидности - 30;
  • группа показателей финансовой устойчивости - 15;
  • группа показателей рентабельности - 40;
  • группа показателей деловой активности - 15.

Рейтинговая оценка обнажает болевые точки в производственно-хозяйственной деятельности предприятия, расставляет ориентиры для реализации объективных управленческих решений. Так, для повышения уровня коэффициентов деловой активности следует в производственно-хозяйственной деятельности предприятия обращать внимание на совершенствование маркетинговой политики, в первую очередь, в области ценообразования и формирования оптимального ассортимента реализованной продукции, что позволит увеличить выручку от продаж и, соответственно, деловую активность предприятия.

по материалам статьи: Л.Я. Аврашков, Г.Ф. Графова К вопросу о формировании нормативной базы для оценки финансово-экономического состояния предприятия // Аудитор, 11/2012

Тэги: рейтинговая оценка, финансовое состояние, коэффициент
Версия для печати
Похожие материалы:
Комментарии 0
avatar