Главная » Статьи » Финансовый анализ » Анализ в торговой организации

Оценка финансового состояния торговой организации

Каждая коммерческая организация, в том числе и торговая, заинтересована в своем финансовом процветании. Максимизация показателей прибыли, обеспечение необходимого уровня рентабельности активов, обеспечение текущей платежеспособности и ликвидности являются приоритетными задачами в системе финансового и экономического анализа результатов деятельности торговой организации.

Этапы оценки финансового состояния торговой организации:

Коэффициентный анализ финансового состояния торговой организации

Оценка финансового равновесия

Анализ капитала торговой организации

Индикаторами финансового состояния торговой фирмы в общем виде выступают показатели рентабельности, рыночной устойчивости, ликвидность торговой организации, платежеспособность.

Коэффициенты, характеризующие финансовое состояние торговой организации

Следует заметить, что наряду с прямыми показателями рентабельности, такими как рентабельность активов (или общая рентабельность компании), рентабельность продаж, в торговой деятельности достаточно часто для анализа используются так называемые косвенные показатели рентабельности. К ним относятся: балансовая прибыль на единицу оборота, чистая прибыль на единицу оборота, капиталоотдача, оборачиваемость товарных запасов, оборачиваемость дебиторской задолженности.

Экономический смысл и основное преимущество косвенных показателей рентабельности в том, что они позволяют управлять теми или иными активами компании для выхода на необходимый уровень рентабельности, рассчитанный прямыми методами (путем сопоставления результата (прибыли, товарооборота в денежном выражении) с затратами или выбранной базой).

Более того, возможность расчета прямых показателей рентабельности становится реальной только лишь по окончании определенного промежутка времени или же отчетного периода. Другими словами, в целях оперативного контроля и управления наиболее удобны именно косвенные показатели рентабельности (в целях представления отчетности и принятия стратегических управленческих решений используются показатели рентабельности, рассчитанные прямым методом).

Балансовая прибыль на одну единицу оборота торговой организации представляет собой отношение балансовой прибыли к выручке (доходу) от реализации товаров без учета НДС, акцизов, то есть выраженной в ценах организации:

R = Pb/N

где, Pb - балансовая прибыль торговой организации за период; N - товарооборот торговой организации за тот же период.

Чистая прибыль на единицу оборота представляет собой отношение чистой прибыли торговой организации за период к выручке за этот же период без учета налогов. Принцип расчета тот же, что и в случае с балансовой прибылью на единицу товарооборота, только данный показатель характеризует величину не балансовой, а чистой прибыли на один рубль реализованной продукции.

Капиталоотдача характеризует эффективность использования всего имущества торговой организации. Она представляет собой отношение выручки от реализации товаров к средней за рассматриваемый период величине имущества организации. В данном случае средняя величина имущества должна быть рассчитана по формуле средней хронологической взвешенной, так как данные о величине имущества торговой организации по своей структуре и содержанию - это моментный ряд динамики с неравными промежутками времени между наблюдениями.

Если периоды между наблюдениями являются одинаковыми, то расчет средней величины имущества производится по формуле средней хронологической простой. То есть если имеются данные об имуществе организации на начало и конец отчетного периода, то необходимо сложить начальное и конечное значения показателей и разделить пополам.

Коэффициенты финансовой или рыночной устойчивости организации характеризуют уровень обеспеченности собственными средствами, а также эффективность использования капитала компании. К таким показателям относятся прежде всего коэффициент иммобилизированных активов, коэффициент автономии, коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами, коэффициент покрытия процентов.

Коэффициент иммобилизированных активов – это отношение величины внеоборотных средств компании к величине ее собственного капитала. Данный показатель рассчитывается на начало и конец рассматриваемого периода в целях контроля доли внеоборотных активов организации в структуре собственного капитала. Как правило, в торговых организациях по сравнению с организациями, осуществляющими производственный процесс, доля внеоборотных активов ниже. Однако не стоит пускать на самотек динамику основных средств организации. Четкое представление о размере внеоборотных активов позволит спланировать соответствующие налоговые платежи, а следовательно, воздействовать на величину прибыли.

Коэффициент автономии характеризует долю собственного капитала организации в структуре всего имущества, включая источники финансирования, привлеченные извне. Традиционно значение этого коэффициента считается оптимальным при 0,5. До достижения этого предела торговая организация может привлекать дополнительные источники финансирования.

Для более глубокого анализа оборотных средств торговой организации может быть использован коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами. Этот показатель характеризует степень достаточности собственных средств для покрытия товарных запасов (если речь идет о торговых организациях). Например, в торговой организации достаточно весомой может быть статья расходов «авансы, выданные поставщикам».

Коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами показывает степень обеспечения таких затрат:

N = Ec/Eз

где, Ес - собственный оборотный капитал торговой организации; Ез - величина товарных запасов.

Допустим, если величина коэффициента обеспеченности запасов собственными оборотными средствами менее 0,5 и существует риск не поступления платежей от дебиторов, то торговая организация может сама оказаться в состоянии неспособности платить по своим текущим обязательствам перед поставщиками.

Коэффициент покрытия процентов характеризует, во сколько раз прибыль, полученная организацией (считая прибыль, в которую входят процентные платежи за кредит), перекрывает величину процентных платежей по кредитам.

Показатели ликвидности и платежеспособности торговой фирмы характеризуют способность компании отвечать по своим обязательствам.

Среди показателей ликвидности выделяют коэффициент текущей ликвидности (отношение величины оборотного капитала к величине краткосрочных обязательств). К краткосрочным обязательствам в данном случае относятся краткосрочные кредиты и займы, а также краткосрочная кредиторская задолженность. В качестве оборотного капитала для анализа текущей ликвидности используется сумма краткосрочной дебиторской задолженности, денежных средств и товарных запасов.

Необходимо заметить, что для оценки ликвидности и платежеспособности торговых организаций необходимо исключать из рассмотрения просроченную и долгосрочную задолженность организации, поскольку поступления от них не ожидаются в ближайшем будущем.

Коэффициент текущей ликвидности или коэффициент общего покрытия не в полной мере отражает способность компании отвечать по своим обязательствам. Для этих целей используется коэффициент абсолютной ликвидности, который характеризует отношение денежных средств к краткосрочным обязательствам организации. Также в анализе ликвидности торговой организации используется коэффициент промежуточного покрытия, методика расчета которого полностью совпадает с расчетом коэффициента общего покрытия с той лишь разницей, что из числителя исключается величина товарных запасов, поскольку для торговой организации они представляют собой наименее ликвидную часть из активов компании.

Платежеспособность торговой организации характеризует ее способность в полном объеме и точно в срок отвечать по своим долгосрочным обязательствам. К основным показателям платежеспособности торговой организации относятся: коэффициенты ликвидности, соотношение заемного и собственного капитала, коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств, коэффициент обеспеченности процентов по кредитам, коэффициент платежной готовности и другие.

Финансовое равновесие торговой организации

Сложность определения уровня финансового состояния торговой организации заключается в том, что все перечисленные выше показатели должны рассматриваться комплексно. Поскольку практически во всех случаях базой для расчета выступают одни и те же величины, то, следовательно, между собой показатели финансовой устойчивости торговой организации взаимодействуют неоднозначно. Поэтому для точного определения уровня финансового состояния торговой организации необходимо определение финансового равновесия компании.

Под финансовым равновесием понимается оптимальный уровень ликвидности и платежеспособности наряду с обеспечением необходимого уровня рентабельности собственных средств.

Другими словами, деятельность торговой организации должна быть построена так, чтобы существующая структура и схема движения активов вовремя обеспечивали необходимые поступления средств для покрытия краткосрочных и долгосрочных обязательств с сохранением достаточного уровня эффективности функционирования компании.

Следует заметить, что сложность определения финансового равновесия заключается еще и в том, что это равновесие должно быть обеспечено во времени, то есть в динамике. Поэтому для анализа важны прежде всего не статичные (на отчетную дату) показатели, а динамичные показатели, выраженные в темпах роста и темпах прироста.

В общем смысле финансовое равновесие можно представить как балансирование торговой организации между ее имуществом в денежной и неденежной форме (для обеспечения необходимого уровня ликвидности активов) и величинами собственного и заемного капитала (посредством регулирования рентабельности собственного капитала при помощи эффекта финансового рычага).

Если соотношение между собственными и заемными средствами находит свое выражение в действии эффекта финансового рычага, то целесообразно предположить, что в структуре активов действует подобного рода рычаг, который определяет соотношение активов компании в различных формах. Если обратиться к определению имущества организации в двух направлениях - в форме активов и в форме пассивов, то все имущество может быть поделено, с одной стороны, как имущество в денежной и неденежной форме, а с другой стороны, как имущество собственное и заемное. При совмещении этих классификаций получается, что все имущество торговой организации одновременно представлено в форме и источнике формирования (то есть находит место пересечение действия двух вышеуказанных рычагов) в структуре активов и в структуре пассивов.

Как уже отмечалось выше, для обеспечения финансового равновесия важно не статичное состояние имущества торговой организации, а его динамика, поэтому целесообразнее всего деление имущества по форме и содержанию, выделяя начальную величину, размер на конец рассматриваемого периода и изменение в течение периода. Тогда можно будет видеть, насколько приросла или уменьшилась, допустим, составляющая имущества торговой организации в денежной форме, собственная составляющая капитала компании и т. д.

Анализ капитала торговой организации

Рассматривая ликвидность и платежеспособность торговой организации, руководители, как правило, больше интересуются показателями абсолютной платежеспособности и ликвидности, следовательно, основным элементом в анализе этих показателей должен выступать денежный капитал компании или имущество в денежной форме.

В анализе капитала торговой организации с выделением в нем собственной и заемной составляющей очень важна характеристика именно собственной составляющей имущества компании, поскольку собственный капитал характеризует и накопленный потенциал для дальнейшего развития организации после выплат по всем обязательствам. Для этих целей наиболее удобно использовать многофакторный анализ, который находит широкое применение в экономическом анализе.

Суть многофакторного анализа в том, что весь капитал торговой организации разбивается на несколько составляющих: это могут быть и относительные показатели, характеризующие степень и эффективность использования капитала.

Анализируя данную систему показателей, можно определить, за счет каких факторов произошло то или иное изменение имущества торговой организации. Количество и экономический смысл таких показателей определяются целями анализа.

Более того, экономическая природа собственного капитала, заемной составляющей капитала торговой организации, имущество в различных формах определяет количественное соотношение между их величинами. Только при соблюдении этого соотношения во времени возможно достижение финансового равновесия торговой организации.

Так, темп роста заемного капитала в торговой организации не должен превосходить темп роста имущества в неденежной форме. Прирост имущества в неденежной форме не должен превышать темп роста всего имущества компании. Затем следует более быстрый темп роста имущества в денежной форме, а быстрее всех должен расти собственный капитал торговой организации. Поэтому в торговой организации можно рассчитать темпы роста каждой из рассмотренных составляющих имущества компании и присвоить этим темпам роста соответствующие ранги. Совместив их с нормативными, можно сделать вывод, какие из составляющих имущества торговой организации растут не в достаточной степени.

Следует отметить, что практически во всех торговых организациях нет оптимальной структуры финансов, которая бы обеспечивала поддержание финансового равновесия во времени. Во многом такая ситуация объясняется сложностью учета и ведения системы отслеживания показателей.

Однако рост потребности торговых организаций в повышении рентабельности и нормы прибыли, которая в последние годы имеет тенденцию к снижению, делают просто необходимым освоение данного метода финансового контроллинга.

Тэги: чистая прибыль, капиталоотдача, платежеспособность, коэффициент, Финансовое равновесие
Версия для печати
Похожие материалы:
Комментарии 0
avatar