Главная » Статьи » Финансовый анализ » Методология финансового анализа

Анализ финансовых показателей и коэффициентов

Современные требования к результатам анализа финансового состояния предприятия со стороны широкого круга внешних пользователей заставляют искать новые источники финансовых данных в дополнение к бухотчетности, которая долгое время была достаточной для формирования информационной базы финансового анализа.

Информация для финансового анализа

Наиболее полное определение понятия финансового анализа приведено в «Финансово-кредитном энциклопедическом словаре» (под ред. А.Г. Грязновой):
Финансовый анализ – совокупность методов определения имущественного и финансового положения хозяйствующего субъекта в истекшем периоде, а также его возможностей на ближайшую и долгосрочную перспективу.

Информацией для выполнения анализа финансового состояния предприятия, согласно выпущенным учебникам, пособиям и методическим указаниям является официальная бухгалтерская (финансовая) отчетность организации. Только в очень редких случаях какой нибудь автор решался рекомендовать данные первичного бухгалтерского учета и конкретно указывал источники и методы расчета, применения их в анализе.

Целью финансового анализа является определение наиболее эффективных путей достижения рентабельности предприятия, основными задачами является анализ доходности и оценка рисков компании.

Анализ финансовых показателей позволяет аналитику понимать конкурентную позицию организации на текущий момент времени. Публичная отчетность коммерческих организаций содержит в себе множество цифр, умение читать эту информацию позволяет аналитикам знать, насколько эффективно и результативно работает их компания и компании-конкуренты.

Коэффициенты позволяют увидеть взаимосвязь между прибылью от продаж и расходами, между основными активами и пассивами. Существует множество типов финансовых коэффициентов, обычно их используют для анализа пяти основных аспектов деятельности компании: ликвидности, соотношения собственных и заемных средств, оборачиваемости активов, прибыльности и рыночной ценности.

Рисунок 1. Структура финансовых показателей
Структура финансовых показателей компании

Анализ коэффициентов и показателей представляет собой инструмент, обеспечивающий представление о финансовом состоянии организации, ее конкурентных преимуществах и перспективах развития.

1. Анализ производительности. Данная группа показателей позволяет проанализировать изменение производительности по показателям чистой прибыли, использования капитала и осуществлять контроль за уровнем издержек. Финансовые коэффициенты позволяют анализировать финансовую ликвидность и стабильность предприятия за счет эффективного использования системы активов и пассивов.

2. Оценка рыночных бизнес-тенденции. Анализируя динамику финансовых показателей и коэффициентов за период в несколько лет, возможно, изучить результативность тенденций в контексте существующей бизнес-стратегии.

3. Анализ альтернативных бизнес-стратегий. Изменяя показатели коэффициентов в бизнес-плане возможно проанализировать альтернативные варианты развития компании.

4. Наблюдение за прогрессом компании. Выбрав оптимальную бизнес-стратегию, менеджеры компании, продолжая изучать и анализировать основные текущие коэффициенты, могут видеть отклонение от плановых показателей реализуемой стратегии развития.

Анализ коэффициентов – это изучение взаимосвязи двух и более показателей, характеризующих финансовую деятельность организации. Более полную картину результатов деятельности аналитики могут увидеть в динамике за несколько лет, и дополнительно сравнивая показатели деятельности компании со средними отраслевыми показателями.

Стоит отметить, что система финансовых показателей – это не хрустальный шар, в котором можно увидеть все, что было и что будет. Это просто удобный способ обобщить большое количество финансовых данных и сравнить результаты деятельности различных предприятий. Сами по себе финансовые коэффициенты помогают менеджменту компании сфокусировать внимание на слабых и сильных сторонах деятельности компании, правильно сформулировать вопросы, на которые эти коэффициенты редко могут ответить.

Важно понимать, что финансовый анализ не заканчивается расчетом финансовых показателей и коэффициентов, он только начинается, когда аналитик провел их полный расчет.

Реальная полезность рассчитываемых коэффициентов определяется поставленными задачами. Прежде всего, коэффициенты дают возможность увидеть изменения в финансовом положении или результатах производственной деятельности, помогают определить тенденции и структуру планируемых изменений; что помогает руководству увидеть угрозы и возможности присущие именно данному предприятию.

Финансовые отчеты компании являются источником информации о компании не только для аналитиков, но и для менеджмента предприятия и широкого круга внешних пользователей. Пользователям информации о финансовых коэффициентах для эффективного коэффициентного анализа важно знать основные характеристики главных финансовых отчетов и концепции анализа показателей. Однако при проведении финансового анализа важно понимать: главное – не расчет показателей, а умение трактовать полученные результаты.

Анализируя финансовые показатели, всегда стоит иметь в виду, что оценка результатов деятельности производится на основании данных прошедших периодов, и на этой основе может оказаться неверной экстраполяция будущего развития копании.

Система финансовых показателей и коэффициентов

Общее количество финансовых коэффициентов, которые могут быть применены для анализа деятельности коммерческой организации, – порядка двухсот. Как правило, используется лишь небольшое число финансовых показателей и соответственно основные выводы, которые на их основе можно сделать.

При проведении анализа, финансовые показатели принято подразделять на группы, чаще всего, на группы, отражающие интересы определенных заинтересованных лиц. К основным группам таких лиц относятся: владельцы, руководство предприятия, кредиторы. При этом важно понимать, что деление условное и показатели для каждой группы могут использоваться различными заинтересованными сторонами.

Анализ финансовых показателей предполагает, по крайней мере, три этапа:

1 этап. Подбор необходимых показателей, для освещения конкретной стороны финансового положения организации, например платежеспособность.

2 этап. Разработка финансовых показателей, количественно выражающих анализируемую сторону финансового положения организации, например коэффициент общей платежеспособности.

3 этап. Оценка числовых значений показателей (коэффициентов).

Для контроля за хозяйствующими субъектами и создания ориентиров для принятия управленческих решений такие значения нормируются. Конкретика этих норм устанавливается как результат сложения множества факторов, среди которых административные интересы, наработанный опыт, здравый смысл и др. Их предназначение – служить объективными оценочными критериями, а также своеобразными маяками при установлении и удержании в заданном направлении курса экономического развития. Однако представляется, что действенные ориентиры должны быть более гибкими, учитывающими релевантные различия по регионам, видам деятельности хозяйствующих субъектов и т.д.

Как вариант, возможно упорядочение и анализ финансовых показателей по группам, характеризующим основные свойства деятельности компании: ликвидность и платежеспособность; эффективность менеджмента; прибыльность (рентабельность) деятельности.

Разделение финансовых показателей на группы, характеризующие особенности деятельности предприятия приведено на следующем рисунке.

Рисунок 2. Структура финансовых показателей компании
Структура финансовых показателей компании

Рассмотрим несколько более подробно группы финансовых показателей.

Показатели операционных издержек: Анализ операционных издержек позволяет рассмотреть относительную динамику долей различных видов издержек в структуре совокупных издержек предприятия и является дополнением операционного анализа. Эти показатели позволяют выяснить причину изменения показателей прибыльности компании.

Показатели эффективного управления активами: Эти показатели позволяют определить, насколько эффективно менеджмент компании управляет активами, доверенными ему владельцами компании. По балансу можно судить о характере используемых компанией активов. При этом важно помнить, что данные показатели весьма приблизительны, т.к. в балансах большинства компаний самые разные активы, приобретенные в разное время, указываются по первоначальной стоимости. Следовательно, балансовая стоимость таких активов часто не имеет ничего общего с их рыночной стоимостью, это условие еще усугубляется в условиях инфляции и при повышении стоимости таких активов.

Еще одно искажение текущего положения может быть связанно с диверсификацией видов деятельности, когда конкретные виды деятельности требуют привлечения определенного объема активов для получения относительно равного объема прибыли. Поэтому при анализе, желательно стремиться к разделению финансовых показателей по определенным видам деятельности компании или по видам продукции.

Показатели ликвидности: Эти показатели позволяют оценить степень платежеспособности компании по краткосрочным долгам. Суть этих показателей состоит в сравнении величины текущих задолженностей компании и ее оборотных средств, которые позволят обеспечить погашение этих задолженностей.

Показатели прибыльности (рентабельности): Позволяют оценить эффективность использования менеджментом компании его активов. Эффективность работы определяется соотношением чистой прибыли, определяемой различными способами, с суммой активов, используемых для получения этой прибыли. Данная группа показателей формируется в зависимости от акцента исследования эффективности. Следуя целям анализа, формируются компоненты показателя: величина прибыли (чистая, операционная, прибыль до выплаты налога) и величина актива или капитала, которые образуют эту прибыль.

Показатели структуры капитала: С помощью этих показателей возможно проанализировать степень риска банкротства компании в связи с использованием заемных финансовых ресурсов. При увеличении доли заемного капитала увеличивается риск банкротства, т.к. возрастает объем обязательств компании. Данная группа коэффициентов интересует в первую очередь существующих и потенциальных кредиторов компании. Руководство и собственники оценивают компанию как непрерывно действующий хозяйствующий объект, у кредиторов двоякий подход. С одной стороны кредиторы заинтересованы в финансировании деятельности успешно работающей компании, развитие которой будет соответствовать ожиданиям; с другой стороны, кредиторы оценивают, насколько весомым будет требование о возмещении долга, если компания будет испытывать значительные затруднения при возвращении долгосрочного займа.

Отдельную группу образуют финансовые показатели, характеризующие возможность компании по обслуживанию долга за счет средств, получаемых от текущих операций.

Положительное или отрицательное воздействие финансового рычага возрастает пропорционально сумме заемного капитала, используемого компанией. Риск кредитора возрастает совместно с ростом риска собственников.

Показатели обслуживания долга: Финансовый анализ основывается на данных баланса, который является бухгалтерской формой, отражающей финансовое состояние компании на определенный момент времени. Какой бы коэффициент из описывающих структуру капитала не рассматривался, анализ доли заемного капитала, по сути, остается статистическим и не принимает во внимание динамику операционной деятельности компании и изменения ее экономической стоимости. Поэтому показатели обслуживания долга не дают полного представления о платежеспособности компании, а лишь показывают возможность компании оплачивать проценты и сумму основного долга в оговоренные сроки.

Рыночные показатели: Эти показатели одни из наиболее интересных для собственников компаний и потенциальных инвесторов. В акционерной компании собственника – держателя акций – интересует прибыльность компании. Имеется в виду прибыль, полученная благодаря усилиям менеджмента компании, на средства, инвестированные собственниками. Собственников интересует влияние результатов деятельности компании на рыночную стоимость их акций, особенно свободно – обращающихся на рынке. Их интересует распределение принадлежащей им прибыли: какая ее доля вновь инвестируется в компанию, а какая часть выплачивается им в качестве дивидендов.

Тэги: финансовый анализ, коэффициент, Показатель
Версия для печати
Похожие материалы:
Комментарии 0
avatar