Главная » Статьи » Операционный анализ » Теория |
Операционный анализ предприятия
Для выявления зависимости финансовых результатов деятельности предприятия от издержек и объёмов реализации используется операционный анализ.
Базовыми категориями операционного анализа являются:
Операционный анализ является инструментом определения наиболее выгодного соотношения между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом производства товаров (работ или услуг). Причем ключевая роль в выборе стратегии поведения предприятия принадлежит показателю маржинального дохода. Маржинальный доходПоказателем характеризующим маржинальный доход предприятия является коэффициент валовой маржи (Квм). Валовая маржа это сумма для покрытия постоянных затрат и формирования прибыли, т.е. разница между выручкой и переменными издержками. Она включает в себя постоянные затраты и прибыль. Чем больше величина валовой маржи, тем больше вероятность покрытия постоянных затрат и получения прибыли от производственной деятельности. Коэффициент валовой маржи определяется по следующей формуле: Квм = Валовая маржа / Выручка от реализации * 100% Для изучения динамики маржинального дохода расчитывают показатель изменения валовых продаж (Кивп), этот коэффициент характеризует изменение объема валовых продаж текущего периода по отношению к объему валовых продаж предыдущего периода. Кивп = (Выручка за текущий год - Выручка за прошлый год) / Выручка за прошлый год * 100% Следующий показатель применяемый в маржинальном аналие это коэффициент чистой прибыли (прибыльность продаж) (Кчп).
Данный коэффициент показывает, насколько эффективно «сработала» вся менеджерская команда, включая производственных менеджеров, маркетологов, финансовых менеджеров и т. п. Аналогичным образом рассчитываются вспомогательные коэффициенты:
Данные показатели дают возможность сделать ряд выводов о причинах снижения (роста) рентабельности предприятия. Точка безубыточностиТочка безубыточности (порог рентабельности) – это такая выручка (либо количество продукции), которая обеспечивает полное покрытие всех переменных и условно-постоянных затрат при нулевой прибыли. Любое изменение выручки в этой точке приводит к возникновению прибыли или убытка. Порог рентабельности можно определить как графическим (рисунок №1), так и аналитическим способом. При графическом методе точку безубыточности (порог рентабельности) находят следующим образом: 1) находим на оси У значение постоянных затрат и наносим на график линию постоянных затрат, для чего проводим прямую, параллельную оси Х; 2) выбираем какую-либо точку на оси Х, т.е. какую-либо величину объема продаж, рассчитываем для данного объёма величину совокупных затрат (постоянных и переменных). Строим прямую на графике, отвечающую этому значению; 3) выбираем снова любую величину объема продаж на оси Х и для нее находим сумму выручки от реализации. Строим прямую, отвечающую этому значению. Точка безубыточности на графике – это точка пересечения прямых, построенных по значению совокупных затрат и валовой выручки (рисунок 1). В точке безубыточности получаемая предприятием выручка равна его совокупным затратам, при этом прибыль равна нулю. Размер прибыли или убытков заштрихован. Если предприятие продает продукции меньше порогового объема продаж, то оно терпит убытки, если больше – получает прибыль. Рисунок 1. Графическое определение точки безубыточности (порога рентабельности) ![]() Размер прибыли или убытков заштрихован. В точке безубыточности получаемая выручка равна совокупным затратам предприятия, при этом прибыль равна нулю. Выручка в точке безубыточности, называется пороговой выручкой. Объем продаж в точке безубыточности соответственно называется пороговым объемом производства (продаж). Аналитический способ расчета безубыточного объема продаж более удобен по сравнению с графическим, так как не нужно чертить каждый раз график, что довольно трудоемко. Достаточно вывести ряд формул и с их помощью рассчитать порог рентабельности. Можно рассчитывать порог рентабельности как всего предприятия, так и отдельных видов продукции или услуг. Предприятие начинает получать прибыль, когда фактическая выручка превышает пороговую. Чем больше это превышение, тем больше запас финансовой прочности предприятия и больше сумма прибыли. Запас финансовой прочностиЗапас финансовой прочности (Margin of Safety (Safety margin)) – Превышение фактической выручки от реализации над порогом рентабельности. Это разность между фактическим объемом производства (продаж) и пороговым объемом продаж. Часто рассчитывают процентное отношение запаса финансовой прочности к фактическому объему. Расчет запаса финансовой прочности в денежном выражении: Запас финансовой прочности = Выручка предприятия - Порог рентабельности в денежном выражении или в относительном выражении: Запас финансовой прочности = (Выручка предприятия - Порог рентабельности) / Выручка * 100% Операционный левериджОдним из показателей, используемых в рамках операционного анализа и характеризующих изменчивость прибыли, выступает операционный рычаг. Традиционно сила воздействия операционного рычага (показывает, во сколько раз изменится прибыль при изменении выручки от реализации на один процент и определяется как отношение валовой маржи к прибыли). Чем больше удельный вес постоянных издержек в сумме операционных издержек, тем больше сила этого рычага. P.S. При проведении операционного анализа недостаточно только рассчитать коэффициенты, необходимо на основании расчётов сделать правильные выводы:
P.P.S. Результаты операционного анализа в отличие от результатов других видов финансовых анализов деятельности предприятия обычно являются коммерческой тайной предприятия. |
|
|
|
Тэги: |
- Анализ безубыточности при оценке эффективности инвестиционных проектов
- Что показывает операционный рычаг?
- Калькулирование себестоимости продукции
- Современные системы управления затратами предприятия
- Производственный (операционный) леверидж