Главная » Статьи » Операционный анализ » Теория |
Использование маржинального анализа в принятии управленческих решений
В основе методики маржинального анализа лежит анализ трех главных экономических показателей: объём продаж, себестоимость и прибыль. Основополагающим моментом маржинального анализа является деление затрат на переменные и постоянные. Указанный метод также получил распространение под названиями: анализом безубыточности или содействия доходу или график критического объема производства. Данный метод планирования и принятия управленческих решений был разработан в 1930 году Уолтером Раутенштрахом. Применение метода в отечественных условиях впервые подробно описано Н.Г. Чумаченко (Учет и анализ в промышленном производстве США. М.: Финансы, 1971), дальнейшее развитие методика маржинального анализа получила в трудах А.П. Зудилина (Анализ хозяйственной деятельности развитых капиталистических стран. 2-е изд. Екатеринбург: Каменный пояс, 1992) Основной категорией маржинального анализа является маржинальный доход (marginal revenue – MR, предельный доход), который представляет собой разность между выручкой от реализации продукции и переменными затратами, иными словами дополнительный доход, получаемый от продажи дополнительной единицы товара. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой этой единицы продукции и переменными затратами на ее производство. Он включает в себя не только постоянные затраты, но и прибыль. Перечислим основные возможности маржинального анализа, которые состоят в определении:
С помощью маржинального анализа обосновываются и другие управленческие решения: выбор вариантов изменения производственной мощности, ассортимент продукции, цены на новое изделие, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей, оценки эффективности принятия дополнительного заказа и т.п. В теории и практике управления сложились основные этапы маржинального анализа, перечислим их:
Условия проведения расчетов по методике маржинального анализа:
Ключевыми элементами маржинального анализа служат финансовый и операционный рычаги, порог рентабельности и запас финансовой прочности предприятия. Маржинальный анализ предприятия позволяет предпринимателю, руководству предприятия достоверно оценить текущую ситуацию и перспективы. Маржинальный анализ при принятии управленческих решений должен ответить на вопрос: каковы источники и суммы денежных средств, которыми располагает организация, на какие цели и нужды они расходуются? Маржинальный анализ в управлении позволяет найти наиболее выгодную комбинацию переменных и постоянных издержек, цены и физического объема продаж. Иногда решение заключается в наращивании валовой маржи за счет снижения цены и роста количества продаваемых товаров, иногда - в увеличении постоянных издержек (на рекламу, например) и опять же в увеличении количества продаж. Возможны и другие пути, но все они сводятся к поиску компромисса между переменными и постоянными издержками. Необходимая часть маржинального анализа - рассмотрение источников формирования и направлений использования денежных средств предприятия, оценка влияния движения этих средств на использование оборотного капитала. Данные анализа могут быть представлены в таблицах с краткими комментариями и выводами. Автор: И.А. Hикoнoвa, доктор экономических наук, профессор, заместитель председателя правления Межрегионального инвестиционного банка, преподаватель МАИИсточник: Элитарум |
|
|
|
Тэги: |
- Нормативный метод калькулирования себестоимости продукции
- Пример расчета операционного левериджа
- ABC калькулирование себестоимости продукции
- Эффект операционного рычага. Сущность и методы расчета
- Анализ безубыточности предприятия