» » »

Факторный анализ себестоимости

Себестоимость товаров, работ или услуг является одним из основных показателей экономической эффективности производства продукции. В себестоимости отражаются все стороны операционной деятельности предприятия, аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов. От уровня себестоимости, удельных затрат на единицу продукта, зависят финансовые результаты деятельности любой компании, темпы расширенного воспроизводства и финансовое состояние предприятия.

В себестоимость товарной продукции включают все затраты предприятия на производство и сбыт товарной продукции в разрезе калькуляционных статей расходов.

Значение анализа себестоимости определяется тем, что она представляет собой главный качественный показатель, описывающий экономическую эффективность производства, и что только на основе его всестороннего анализа можно выявить резервы и определить пути увеличения конечных результатов при минимальных трудовых, материальных и финансовых затратах. Факторный анализ себестоимости позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.

В процессе факторного анализа себестоимости необходимо рассмотреть основные факторы, участвующие в формировании себестоимости (например, изменение постоянных и переменных издержек, их удельный вес в сумме себестоимости, который покажет их долю), определить и проанализировать основные статьи затрат: материалы, энергия, или трудовые ресурсы путем определения доли каждого из факторов (например, преобладание доли заработной платы в себестоимости продукции говорит о трудоемкости процесса).

Влияние факторов первого порядка на изменение уровня себестоимости единицы продукции изучают с помощью следующей факторной модели:

Сi = Fi / Qi + Vi

где,
Сi - себестоимость единицы i-го вида продукции;
Fi - постоянные расходы по i-му продукту;
Qi - объем производства по i-му продукту;
Vi - переменные расходы по i-му продукту.

Для проведения факторного анализа себестоимости, какого либо продукта заполним таблицу исходных данных:

Показатель Ед.изм. План Факт Отклонение
от плана
Объем производства шт. 16 000,00 15 478,00 -522,00
Постоянные расходы руб. 255 000,00 269 600,00 14 600,00
Переменные затраты руб. 718 400,00 845 098,80 -5 063,40
Сумма переменных затрат на ед. продукции руб./шт. 44,90 54,60 9,70
Себестоимость ед. продукции руб. 60,84 72,02 11,18

Общее изменение себестоимости выпуска единицы продукции увеличилось на 11,18 рублей (72,02-60,84)

Используя вышеприведенную формулу, произведем расчет влияния факторов на изменение себестоимости продукта методом цепной подстановки.

Спл = Fпл / Qпл + Vпл

Сусл1 = Fпл / Qф + Vпл

Сусл2 = Fф / Qф + Vпл

Сф = Fф / Qф + Vф

Изменение себестоимости за счет:

  • объема производства = Сусл1 - Спл = 255000/15478+44,9-60,84 = 0,54 руб.
  • суммы постоянных затрат = Сусл2 - Сусл1 = (269600/15478+44,9)-(255000/15478+44,9) = 0,94 руб.
  • сумма удельных переменных затрат = Сф - Сусл2 = 72,02-(269600/15478+44,9) = 9,7 руб.
Литература:
  1. Титаева А.В. Анализ показателей рентабельности предприятия.- М.: ИНФРА, 2009
  2. Жуковская В.М. Факторный анализ в социально-экономических исследованиях.- М.: Кнорус, 2011.
  3. Иберла К.Н. Факторный анализ. - М.: Статистика,2010.
  4. Чуев И.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности.- М.: ИНФРА, 2009.
Тэги: факторный анализ, факторный, себестоимость, цепные подстановки
Версия для печати
Похожие материалы:
Комментарии 0
avatar