» » »

Факторный анализ рентабельности, предложенный Бакановым М.И. и Шереметом А.Д.

Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемости затрат), рассчитанный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепной подстановки. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен (Ц) и себестоимости (С) единицы продукции:

Ri = (Цi – Сi) / Сi = Цi / Ci – 1

Факторный анализ рентабельности отдельных видов продукции выполняется на основе представленных данных. Необходимо также более детально изучить причины изменения среднего уровня цен и способом пропорционального деления рассчитать их влияние на уровень рентабельности.

Далее необходимо установить, за счет каких факторов изменялась себестоимость единицы продукции и аналогичным образом определить их влияние на уровень рентабельности. Такие расчеты делаются по каждому виду продукции, что позволяет более точно оценить работу субъекта хозяйствования и полнее выявить внутрихозяйственные резервы роста рентабельности на анализируемом предприятии. Примерно также производится факторный анализ рентабельности продаж.

Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:

Rп = Пп / В

где,
Rп - рентабельность продаж;
Пп - прибыль с продаж.

Расчет влияния отдельных факторов также производится методом цепной подстановки. Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:

Rп = Пi / Вi = (Цi – Сi) / Цi

При углубленном анализе необходимо изучить влияние факторов второго уровня, от которых зависит изменение среднереализационных цен, себестоимости продукции и внереализационных результатов. Для анализа рентабельности производственного капитала, определяемой как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных средств и материальных оборотных фондов, можно использовать факторную модель, предложенную М. И Бакановым и А. Д. Шереметом:

P / F + E = P/N / (F/N + E/N) = (1 – S/N) / (F/N + E/N) = [1 – (U/N + M/N + A/N] / (F/N + E/N

где,
P - Прибыль балансовая;
F - Средняя стоимость основных фондов;
E - Средние остатки материальных оборотных средств;
N - Выручка от реализации продукции;
P/N - Рентабельность продаж;
F/N + E/N - Капиталоемкость продукции (обратный показатель коэффициенту оборачиваемости);
S/N - затраты на рубль продукции;
U/N, M/N, A/N - соответственно зарплатоемкость, материалоемкость и фондоемкость продукции.

Заменяя постепенно базовый уровень каждого фактора на фактический, можно определить, на сколько изменился уровень рентабельности производственного капитала за счет зарплатоемкости, материалоемкости, фондоемкости, т. е. за счет факторов интенсификации производства.

Тэги: Пример, факторный анализ, рентабельность
Версия для печати
Похожие материалы:
Комментарии 3
avatar
3
В процессе факторного анализа рентабельности продукции и продаж исследуется влияние следующих факторов на изменение этих показателей:
а) выручка и полная себестоимость реализованной продукции;
б) структура реализованной продукции.

Анализ влияния перых групп факторов увидел в примере, а оценки влияние структуры на рентабельность нет?
avatar
1
балансовая и валовая - это разные прибыли?
avatar
2
Нет это одна и та же прибыль
avatar