Главная » Статьи » Финансовый анализ » Факторный анализ

Факторный анализ показателей рентабельности по методике Ковалева В.В.

Основной целью деятельности любой компании является поиск оптимальных управленческих решений, направленных на максимизацию прибыли, относительным выражением которой являются показатели рентабельности. Преимущества использования данных показателей в анализе заключаются в возможности сравнения эффективности деятельности не только в рамках одной компании, но и применения многомерного сравнительного анализа нескольких компаний за ряд лет. Кроме того, показатели рентабельности, как любые относительные показатели, представляют собой важные характеристики факторной среды формирования прибыли и дохода компаний.

Проблематика применения аналитических процедур в этой области заключается в том, что авторами предлагаются различные подходы к формированию не только базовой системы показателей, но и методик анализа показателей рентабельности.

В данной статье рассмотрим методику факторного анализа показателей рентабельности, предложенную В.В. Ковалевым. В общем виде укрупненная схема факторного анализа имеет вид:

Укрупненная схема факторного анализа

Для анализа рентабельности, используют следующую факторную модель:

R = P/N
или
R = (N - S)/N * 100
где Р - прибыль; N - выручка; S - себестоимость.

При этом влияние фактора изменения цены на продукцию определяется по формуле:

ΔRN = (N1 - S0)/N1 - (N0 - S0)/N0

Соответственно, влияние фактора изменения себестоимости составит:

ΔRS = (N1 - S1)/N1 - (N1 - S0)/N1

Сумма факторных отклонений даст общее изменение рентабельности за период:

ΔR = ΔRN + ΔRS

Используя данную модель проведем факторный анализ показателей рентабельности выпуска метизной продукции условным предприятием. Для проведения анализа и построения факторной модели необходимы данные: о ценах на реализуемую продукцию, объемах реализации и себестоимости выпуска или реализации одной ед. продукта.

Пример факторного анализа показателей рентабельности

Приведенный пример показывет влияние изменения цены и себестоимости продуктов на динамику общей рентабельности компании.

Тэги: Пример, факторный анализ, рентабельность, себестоимость
Версия для печати
Похожие материалы:
Комментарии 6
avatar
5 Лена • 12:51, 29.01.2015
На основании следующих данных определите влияние себестоимости продукции, объема продаж и уровня цен на изменение рентабельности продаж:

Таблица 5 – Исходные данные

Изменение рентабель-ности продаж за счет изменения прибыли, % (+,-)-2,0 Изменение прибыли, тыс. руб. (+,-):
за счет себе-стоимости про-дукции +200за счет объема продаж+320 за счет уровня цен-600

А с этими данными как?
avatar
0
6 eservise08 • 15:26, 29.01.2015
не понятно, что как? Это уже результат расчетов?
У Вас прибыль уменьшилась на 80 или на2% (200+320-600) основной фактор влияния уровень цен
avatar
4 Павел • 05:53, 20.01.2014
Да народ тупеет, совсем уже мозгами шевелить не хочет...
avatar
3 Дарья • 12:13, 22.12.2013
И что тут не понятного? все предельно ясно. Данные берем из второй формы, выручка и себестоимость даны отдельными строками и рассчитываем влияние. Формулы даны, что еще надо?))
avatar
2 Артур • 18:26, 12.11.2013
Ничегошеньки обычному юзеру здесь непонятно,в учебных материалах проще факторый анализ показан
avatar
1 Серожа • 21:53, 16.01.2011
Так я и не понял, как провести факторный анализ рентабельности, имея только форму 1 и форму 2
avatar