»

Сущность и необходимость планирования налоговых затрат

Целесообразность и необходимость осуществления планирования налоговых затрат возникает у тех организаций, у которых налоговая нагрузка выше 30% от добавленной стоимости. Данная налоговая нагрузка препятствует экономическому субъекту осуществлять цикл воспроизводства продукции, в связи с тем, что налоги и сборы, перечисляемые в бюджет, начинают отчисляться как за счет прибыли, так и за счет средств, предназначенных для замещения физически и морально устаревших внеоборотных активов.

По мнению Е.Н. Евстигнеева, в случае если общая сумма налогов и сборов не превысила 15% от общей суммы дохода предприятия, необходимость в планировании налоговых затрат минимальна. В случае если уровень налоговой нагрузки находится в пределах от 20 до 35%, требуется отдельный налоговый эксперт, если это организации малого и среднего бизнеса, и группа специалистов, т.е. отдел по налоговому планированию, если это крупная организация [4].

Налоговые затраты организации включают в себя не только налоги и сборы, уплачиваемые экономическим субъектом, но и расходы, связанные с исполнением организацией обязанностей налогоплательщика, к которым, в частности, относятся материальные и технические затраты, возникающие в связи с исчислением, уплатой и контролем налоговых платежей [5].

Е.С. Вылкова, основавшая российскую научную школу налогового планирования, подробно раскрывшая в своих работах сущность, содержание налогового планирования, разделила ученых на две группы:

  • исследователи, которые придерживаются мнения, что налоговое планирование направлено на минимизацию налоговых платежей;
  • специалисты считающие, что налоговое планирование – это оптимизация, но до определенного уровня достижения налогового риска, целей и задач компании, и в большей степени склоняется к трактовке налогового менеджмента [2].

Налоговое планирование Р.Ю. Точилин рассматривает как методику оптимизации налогообложения, включающую стратегию, учетную политику, соответствующее выбранной учетной политике оформление бухгалтерского учета и др. [6]. Аналогичного мнения придерживается и Т.А. Гусева, которая считает, что под «налоговым планированием следует понимать выбор хозяйствующим субъектом вариантов различных правовых конструкций (системы налогообложения, вида договора, учетной политики и др.) с целью снижения налоговой нагрузки» [3]. Н.Г. Варакса установила, «что на практике распространенным явлением становится отождествление налогового планирования с бюджетированием и оптимизацией совокупных затрат, направленных на сокращение налоговой базы и минимизацию налогов» [1].

Таким образом, можно сказать, что планирование налоговых затрат – это процесс, являющийся частью системы управления экономическим субъектом и реализующий через систему применения законодательно разрешенных способов и методов налоговой оптимизации стратегию экономии ресурсов в соответствии с общим планом развития организации.

Применение планирования налоговых затрат в современных экономических условиях затруднено тем, что в законодательстве не закреплены понятие, сущность, методика планирования налоговых затрат, отсутствует четкое разграничение легального (законного) планирования и целенаправленного незаконного уклонения от уплаты налогов. Планирование налоговых затрат предоставляет необходимые условия не для получения разовых выгод, а для стабильного развития экономического субъекта, повышения его финансовой устойчивости и дальнейшего экономического роста в масштабах всего государства.

Планирование налоговых затрат оказывает значительное влияние на управленческие решения, принимаемые собственниками и руководством, а также рост эффективности финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, становясь способом оптимизации его налогового портфеля.

Литература:
  1. Варакса Н.Г. Теория и методология формирования налогового механизма реализации налоговой политики на макро- и микроуровне в сельском хозяйстве: Автореф. дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.10. Орел, 2011. 48с.
  2. Вылкова Е.С. Налоговое планирование: Учеб. для магистров. М.: Издательство «Юрайт», 2011. 639с.
  3. Гусева Т.А. Налоговое планирование как институт налогового права // Налоговые споры: теория и практика. 2007 №11. с. 26-28
  4. Евстигнеев Е.Н. Принципы и этапы налогового планирования
  5. Сафонова М.Ф. Сущностные характеристики налоговых издержек как элемента бизнес-системы экономического субъекта // Аудит и финансовый анализ. 2015. №5. с. 144-149
  6. Точилин Р.Ю. Экономико-правовые аспекты возмещения НДС из государственного бюджета // Законодательство и экономика. 2004. №11. с. 54-60
Версия для печати
Похожие материалы:
Комментарии 0
avatar