Главная » Аналитика

Совершенствование процесса формирования прибыли судоходных компаний

Рыночные условия ставят перед судоходными компаниями задачу совершенствования процесса формирования финансовых результатов. В связи с этим актуальным является управление издержками и прибылью по центрам финансовой ответственности (ЦФО) и совершенствование информационного обеспечения принятия решений и т.д.

В процессе управления финансовыми результатами по центрам финансовой ответственности важное место занимает маржинальный анализ работы судна за плановый период и компании в целом. Маржинальный анализ деятельности судов должен включать:

  1. структурированный анализ прибыли, который включает расчет маржинальной прибыли, первой промежуточной маржинальной прибыли, второй промежуточной маржинальной прибыли;
  2. расчет точки безубыточности, коэффициента безубыточности, коэффициентов маржинальной прибыли, запаса финансовой прочности по отдельным центрам ответственности и компании в целом.

Структурированный анализ прибыли судоходной компании позволит определить потенциальную рентабельность работы судов, эффективность эксплуатации судов компании.

Маржинальная прибыль позволит определить вклад каждого судна в формирование прибыли компании и потенциальную рентабельность эксплуатации судна, а промежуточная прибыль – эффективность эксплуатации судов компании. Многоуровневый маржинальный анализ позволит учитывать постоянные издержки и более полно оценить финансовые показатели работы судов.

Оценку эффективности эксплуатации судов на основе структурированного анализа следует дополнять расчетом коэффициентов маржинальной прибыли. Коэффициент маржинальной прибыли дает возможность определить вклад каждого центра финансовой ответственности в формирование финансового результата судоходной компании. При этом коэффициент маржинальной прибыли должен быть больше нуля, что говорит о прибыльной деятельности компании. Чем выше коэффициент маржинальной прибыли, тем более рентабельной является продукция судоходной компании.

Оценить изменение положения судоходной компании, судов позволят показатель запаса финансовой прочности, коэффициент безубыточности, точка безубыточности.

Уровень устойчивости или коэффициент безубыточности рассчитывается как отношение постоянных расходов к маржинальной прибыли. Увеличение коэффициента безубыточности свидетельствует о снижении эффективности продукции компании. Чем ближе значение данного коэффициента к 1, тем больше риск убыточной эксплуатации судна. Расчет коэффициента безубыточности позволит управляющему персоналу судоходной компании:

  • делать выводы о рентабельности продукции судоходной компании и устойчивости компании на фрахтовом рынке;
  • оценивать изменения объема прибыли в зависимости от изменения фрахтовых ставок, структуры и величины издержек;
  • планировать себестоимость и прибыльность продукции;
  • оценивать эффективность фрахтовых сделок.

Чем меньше коэффициент безубыточности, тем более эффективной является работа судна и больше запас финансовой прочности.

Являясь взаимосвязанным с точкой безубыточности, расчет коэффициента позволит принимать эффективные ценовые решения, решения о структуре и величине издержек.

На основе коэффициента безубыточности можно рассчитать точку безубыточности, запас финансовой прочности, силу действия операционного рычага.

Расчет точки безубыточности необходим для определения минимального объема перевозок для осуществления безубыточной деятельности судоходной компании. Запас финансовой прочности позволяет оценить возможность безубыточной деятельности в результате изменения объема перевозок, роста издержек и в итоге – оценить изменение положения судоходной компании на соответствующем сегменте рынка. А операционный рычаг можно рассматривать как величину, обратную показателю запаса финансовой прочности.

Вклад каждого центра финансовой ответственности в формирование финансового результата компании может быть представлен графически (рисунок №1). Для судоходной компании вклад каждого судна в формирование финансовых результатов компании можно представить на основе следующих данных: удельный вес доходов каждого судна в структуре доходов судоходной компании; коэффициент второй промежуточной маржинальной прибыли; удельный вес маржинальной прибыли каждого судна в структуре маржинальной прибыли компании.

Пример маржинального анализа эффективности деятельности судоходной компании, которая оперирует тремя судами (центр финансовой ответственности «С1», «С2» и «С3»), представлен в нижеприведенной таблице.

Маржинальный анализ деятельности судоходной компании

№ п/п Показатель Формула ЦФО (тыс. руб.)
Всего С1 С2 С3
1. Доходы   11525,3 4129,8 3586,1 3809,4
2. Доля дохода ЦФО в общем доходе, %   100,0% 35,8% 31,1% 33,1%
3. Рейсовые расходы   1900,1 609,6 633,0 657,5
4. Текущие расходы по содержанию судна и экипажа (исключая расходы на управленческий аппарат)   1719,8 550,5 646,9 522,4
5. Управленческие расходы   606,1 227,7 176,8 201,6
6. Амортизация   2896,6 1102,6 896,1 897,9
7. Маржинальная прибыль п.1 - п.3 9625,2 3520,2 2953,1 3151,9
8. Первая промежуточная маржинальная прибыль п.7 - п.4 7905,4 2969,7 2306,2 2629,5
9. Вторая промежуточная маржинальная прибыль п.8 - п.6 5008,8 1867,1 1410,1 1731,6
10. Операционная прибыль п.9 - п.5 4402,7 1639,4 1233,3 1530,0
11. Постоянные расходы   5222,5 1880,8 1719,8 1621,9
12. Коэффициент безубыточности п.11 / п.7 0,54 0,53 0,58 0,51
13. Точка безубыточности п.12 * п.1 6255,2 2206,5 2088,4 1960,2
14. Запас финансовой прочности, % (1 - п.12) * 100 45,7% 46,6% 41,8% 48,5%
15. Коэффициент маржинальной прибыли, % (п.7 / п.1) * 100 83,5% 85,2% 82,3% 82,7%
16. Коэффициент второй промежуточной маржинальной прибыли (п.9 / п.1) * 100 43,5% 45,2% 39,3% 45,5%
17. Структура маржинальной прибыли, %   100,0% 36,6% 30,7% 32,7%
18. Сила воздействия операционного рычага 1 / п.14 * 100 2,19% 2,15% 2,39% 2,06%

В результате расчета показателей можно сделать следующие выводы об эффективности функционирования отдельных судов компании:

  1. коэффициент маржинальной прибыли по ЦФО «С1» наибольший, следовательно, потенциальная рентабельность первого судна выше;
  2. ЦФО «С2» имеет самый высокий по компании коэффициент безубыточности, что свидетельствует о том, что эффективность работы судна №2 является наиболее низкой по сравнению с остальными судами компании;
  3. риск убыточной деятельности ЦФО «С2» является самым высоким в сравнении с другими судами компании, а ЦФО «С3» – наиболее низким;
  4. запас финансовой прочности по ЦФО «С » составляет 48,5 %, следовательно, в рамках безубыточной работы судна выручка может быть снижена на 48,5 %;
  5. ЦФО «С2» имеет наибольшую в сравнении с другими судами силу действия операционного рычага. В случае ухудшения рыночной конъюнктуры потери прибыли по этому судну будут наибольшими (23,9% при снижении выручки на 10%, в сравнении с 21,5% и 20,6% для «С1» и «С3» соответственно).
  6. сила действия операционного рычага по ЦФО «С3» составляет 2,06 раза, следовательно, в случае роста доходов (например, при росте фрахтовой ставки) на 10%, прибыль судна увеличится на 20,6 %. При ухудшении рыночной конъюнктуры риск потери прибыли ЦФО «С3» является наиболее низким в сравнении с другими судами компании;
  7. в случае роста фрахтовых ставок выполнение условий генерального контракта следует осуществлять третьим судном «С3», при негативных тенденциях фрахтовых ставок – целесообразно использовать второе судно, поскольку потери прибыли будут наибольшими при отфрахтовании на открытом фрахтовом рынке;
  8. в целом по компании коэффициент безубыточности составляет 0,54, что говорит об эффективности компании в целом и подтверждается запасом финансовой прочности 45,7%. Высокий коэффициент маржинальной прибыли также говорит от высокой потенциальной рентабельности судов компании.
Рисунок 1. Вклад результатов от эксплуатации судов в формировании финансового результата судоходной компании
Вклад результатов от эксплуатации судов в формировании финансового результата судоходной компании

Как видно из приведенного рисунка, «С2» имеет наименьший вклад в формирование прибыли судоходной компании в сравнении с «С1» и «С3». При этом «С3», имея наибольший коэффициент маржинальной прибыли, уступает «С1» по доли маржинальной прибыли и доли дохода. Таким образом, можно говорить, что «С1» имеет наибольший вклад в формирование финансового результата судоходной компании.

Управление операционной прибылью основано на информации о доходах работы судов и компании, величине постоянных, переменных издержек и их соотношении.

В результате совершенствования процесса формирования финансовых результатов менеджеры судоходной компании могут принимать эффективные управленческие решения по издержкам, доходам и прибыли, направленные на достижение стратегических и текущих целей судоходной компании.

Автор: Ю.В. Хайминова

Версия для печати
Похожие материалы:
Комментарии 0
avatar