Главная » Статьи » Операционный анализ » Теория

Использование маржинального анализа в принятии управленческих решений

В основе методики маржинального анализа лежит анализ трех главных экономических показателей: объём продаж, себестоимость и прибыль. Основополагающим моментом маржинального анализа является деление затрат на переменные и постоянные.

Указанный метод также получил распространение под названиями: анализом безубыточности или содействия доходу или график критического объема производства.

Данный метод планирования и принятия управленческих решений был разработан в 1930 году Уолтером Раутенштрахом.

Применение метода в отечественных условиях впервые подробно описано Н.Г. Чумаченко (Учет и анализ в промышленном производстве США. М.: Финансы, 1971), дальнейшее развитие методика маржинального анализа получила в трудах А.П. Зудилина (Анализ хозяйственной деятельности развитых капиталистических стран. 2-е изд. Екатеринбург: Каменный пояс, 1992)

Основной категорией маржинального анализа является маржинальный доход (marginal revenue – MR, предельный доход), который представляет собой разность между выручкой от реализации продукции и переменными затратами, иными словами дополнительный доход, получаемый от продажи дополнительной единицы товара.

Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой этой единицы продукции и переменными затратами на ее производство. Он включает в себя не только постоянные затраты, но и прибыль.

Перечислим основные возможности маржинального анализа, которые состоят в определении:

  • безубыточного объема продаж (порога рентабельности, окупаемости издержек) при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат;
  • зоны безопасности (безубыточности);
  • необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли;
  • критического уровня постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода;
  • критической цены реализации при заданном объеме продаж и уровне переменных и постоянных затрат.

С помощью маржинального анализа обосновываются и другие управленческие решения: выбор вариантов изменения производственной мощности, ассортимент продукции, цены на новое изделие, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей, оценки эффективности принятия дополнительного заказа и т.п.

В теории и практике управления сложились основные этапы маржинального анализа, перечислим их:

1. Сбор, подготовка и обработка исходной информации, необходимой для проведения анализа.

2. Определение суммы постоянных и переменных издержек на производство и реализацию продукции.

3. Расчет величины исследуемых показателей.

4. Сравнительный анализ уровня исследуемых показателей, факторный анализ изменения уровня исследуемых показателей.

5. Факторный анализ изменения уровня исследуемых показателей.

6. Прогнозирование их величины в изменяющейся среде.

Условия проведения расчетов по методике маржинального анализа:

1) Напомним что, маржинальный анализ строиться на делении издержек на две части: переменные и постоянные. Переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции, постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного (значимого) объема производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен, исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию.

2) Тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются.

3) Эффективность производства, уровень цен на продукцию и потребляемые производственные ресурсы не будут подвергаться существенным колебаниям на протяжении анализируемого периода.

4) Пропорциональность поступления выручки объему реализованной продукции.

Ключевыми элементами маржинального анализа служат финансовый и операционный рычаги, порог рентабельности и запас финансовой прочности предприятия.

Маржинальный анализ предприятия позволяет предпринимателю, руководству предприятия достоверно оценить текущую ситуацию и перспективы. Маржинальный анализ при принятии управленческих решений должен ответить на вопрос: каковы источники и суммы денежных средств, которыми располагает организация, на какие цели и нужды они расходуются?

Маржинальный анализ в управлении позволяет найти наиболее выгодную комбинацию переменных и постоянных издержек, цены и физического объема продаж. Иногда решение заключается в наращивании валовой маржи за счет снижения цены и роста количества продаваемых товаров, иногда - в увеличении постоянных издержек (на рекламу, например) и опять же в увеличении количества продаж.

Возможны и другие пути, но все они сводятся к поиску компромисса между переменными и постоянными издержками. Необходимая часть маржинального анализа - рассмотрение источников формирования и направлений использования денежных средств предприятия, оценка влияния движения этих средств на использование оборотного капитала. Данные анализа могут быть представлены в таблицах с краткими комментариями и выводами.

Автор: И.А. Hикoнoвa, доктор экономических наук, профессор, заместитель председателя правления Межрегионального инвестиционного банка, преподаватель МАИ
Источник: Элитарум
Тэги: операционный рычаг, управленческий учет, маржинальный, маржинальный анализ
Версия для печати
Похожие материалы:
Комментарии 0
avatar