» » »

Пример факторного анализа прибыли от продаж

Прибыль от продаж компании рассчитывается как разница между выручкой от продаж товаров, работ, услуг (за исключением НДС, акцизов и других обязательных платежей), себестоимостью, коммерческих расходов и управленческих расходов.

Основными факторами, влияющими на величину прибыли от продаж являются:

  • изменение объема продаж;
  • изменение ассортимента реализованной продукции;
  • изменение себестоимости продукции;
  • изменение цены реализации продукции.

Факторный анализ прибыли от продаж необходим для оценки резервов повышения эффективности производства, т.е. основной задачей факторного анализа является поиск путей максимизации прибыли компании. Кроме того, факторный анализ прибыли от продаж является обоснованием для принятия управленческих решений.

Для проведения анализа составим аналитическую таблицу, источником информации служат данные бухгалтерского баланса и отчет о прибылях/убытках компании (1 и 2 форма баланса):

Исходные данные для факторного анализа прибыли от продаж
Показатели Предыдущий период,
тыс. руб.
Отчетный период,
тыс. руб.
Абсолютное изменение,
тыс. руб.
Относительное
изменение, %
1 2 3 4 5
Выручка от продажи продукции, работ или услуг 57 800 54 190 -3 610 -6,2%
Себестоимость 41 829 39 780 -2 049 -4,9%
Коммерческие расходы 2 615 1 475 -1 140 -43,6%
Управленческие расходы 4 816 3 765 -1 051 -21,8%
Прибыль от продаж 8 540 9 170 630 7,4%
Индекс изменения цен 1,00 1,15 0,15 15,0%
Объем реализации в сопоставимых ценах 57 800 47 122 -10 678 -18,5%

Таблица данных в xls.

Определим влияние факторов на сумму прибыли компании следующим образом.

1. Для определения влияния объема продаж на прибыль необходимо прибыль предыдущего периода умножить на изменение объема продаж.

Выручка от реализации товаров предприятия в отчетном периоде составила 54 190 тыс. рублей, для начала необходимо определить объем продаж в базисных ценах (54 190/1,15), который составил 47 122 тыс. рублей. С учетом этого изменение объема продаж за анализируемый период составило 81,5% (47 122/57 800*100%), т.е. произошло снижение объема реализованной продукции на 18,5%. За счет снижения объема продажи продукции прибыль от продажи продукции, работ, услуг снизилась: 8 540 * (-0,185) = -1 578 тыс. рублей.

Необходимо отметить что, основная методическая сложность определения влияния объема продаж на прибыль компании связана с трудностями определения изменения физического объема реализованной продукции. Правильнее всего определять изменения в объеме продаж путем сопоставления отчетных и базисных показателей, выраженных в натуральных или условно-натуральных измерителях. Это возможно тогда, когда продукция однородна. В большинстве же случаев реализованная продукция по своему составу является неоднородной и необходимо производить сопоставления в стоимостном выражении. Для обеспечения сопоставимости данных и исключения влияния других факторов необходимо сопоставлять отчетный и базисный объемы реализации, выраженные в одинаковых ценах (предпочтительно в ценах базисного периода).

Индекс изменения цен на продукцию, работы, услуги рассчитывается путем деления объема реализации отчетного периода на индекс изменения цен реализации. Такой расчет является не совсем точным, так как цены на реализованную продукцию изменяются в течение всего отчетного периода.

2. Влияние ассортимента продаж на величину прибыли организации определяется сопоставлением прибыли отчетного периода, рассчитанной на основе цен и себестоимости базисного периода, с базисной прибылью, пересчитанной на изменение объема реализации.

Прибыль отчетного периода, исходя из себестоимости и цен базисного периода, можно определить с некоторой долей условности следующим образом:

  • выручка от продажи отчетного периода в ценах базисного периода 47 122 тыс. рублей;
  • фактически реализованная продукция, рассчитанная по базисной себестоимости (41 829*0,815) = 34 101 тыс. рублей;
  • коммерческие расходы базисного периода 2 615 тыс. рублей;
  • управленческие расходы базисного периода 4 816 тыс. рублей;
  • прибыль отчетного периода, рассчитанная по базисной себестоимости и базисным ценам (47 122-34 101-2 615-4 816) = 5 590 тыс. рублей.

Таким образом, влияние сдвигов в структуре ассортимента на величину прибыли от продаж равно: 5 590 - (8 540*0,81525) = -1 373 тыс. рублей.

Произведенный расчет показывает, что в составе реализованной продукции увеличился удельный вес продукции с меньшим уровнем доходности.

3. Влияние изменения себестоимости на прибыль можно определить, сопоставляя себестоимость реализации продукции отчетного периода с затратами базисного периода, пересчитанными на изменение объема продаж: (41 829*0,815) - 39780 = -5 679 тыс. рублей. Себестоимость реализованной продукции увеличилась, следовательно, прибыль от продажи продукции снизилась на ту же сумму.

4. Влияние изменения коммерческих и управленческих расходов на прибыль компании определим путем сопоставления их величины в отчетном и базисном периодах. За счет снижения размера коммерческих расходов прибыль выросла на 1 140 тыс. рублей (1 475 - 2 615), а за счет снижения размера управленческих расходов – на 1 051 тыс. рублей (3 765 - 4 816).

5. Для определения влияния цен реализации продукции, работ, услуг на изменение прибыли необходимо сопоставить объем продаж отчетного периода, выраженного в ценах отчетного и базисного периода, т.е.: 54 190 - 47 122 = 7 068 тыс. рублей.

Подводя итог, посчитаем общее влияние всех перечисленных факторов:

  1. влияние объема продаж -1 578 тыс. рублей;
  2. влияние структуры ассортимента реализованной продукции -1 373 тыс. рублей;
  3. влияние себестоимости -5 679 тыс. рублей;
  4. влияние величины коммерческих расходов +1 140 тыс. рублей;
  5. влияние величины управленческих расходов +1 051 тыс. рублей;
  6. влияние цен реализации +7 068 тыс. рублей;
  7. общее влияние факторов +630 тыс. рублей.

Значительный рост себестоимости продукции произошел в основном за счет повышения цен на сырье и материалы. Кроме этого, на сумму прибыли оказало отрицательное влияние уменьшение объема продаж и негативные сдвиги в ассортименте продукции. Отрицательное воздействие перечисленных факторов было компенсировано повышением реализационных цен, а также снижение управленческих и коммерческих расходов. Следовательно, резервами роста прибыли предприятия являются рост объема продаж, увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации и снижение себестоимости товаров, работ и услуг.

Тэги: Пример, прибыль от продаж, факторный анализ
Версия для печати
Похожие материалы:
Комментарии 105
avatar
103
Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, как у Вас было найдено значение объема реализации в сопоставимых ценах в отчетном периоде? Я знаю, что его получают умножением выручки на уровень инфляции, но мне интересно какие значения брали именно Вы.
avatar
0
104
54190/1,15 = 47122, цифры все условные
где, 54190 выручка, 1,15 индекс изменения цен
avatar
105
Спасибо большое)
avatar
96
У меня вопрос как посчитать себестоимость фактически реализованной продукции за отчетный период, рассчитанную в ценах базисного периода?
avatar
0
97
Скажите, а зачем вам себестоимость ценах базисного периода?
avatar
98
Для расчета К1 - коэффициент роста объема продукции:
К1=S1.0: S0 ,
где S1.0 - себестоимость фактически реализованной продукции за отчетный период, рассчитанная в ценах базисного периода.
avatar
0
99
Себестоимость в сопоставимых ценах в данном примере факторного анализа прибыли не используется. Я так понял вы имеете ввиду: Изменение в объеме продукции (Δp2 = П0 x (S'/ S0) - П0)
где S' - Себестоимость в сопоставимых ценах или себестоимость в рассчитанная в ценах базисного периода.
Она определяется как произведение объема выпуска продукции в шт. за отчетный период и себестоимости 1 ед. продукции за базисный период
avatar
100
Я провожу анализ по методике Селезневой. Если так сделать как вы говорите, а потом поделить на S0, то останется просто количество продукции за отчетный период
avatar
0
101
Посмотрите в файле размещенном по ссылке, пример факторного анализа: http://afdanalyse.ru/load....1-0-126
Лист "Фактор1"
avatar
102
Огромное вам спасибо smile
avatar
92
Здравствуйте, пишу диплом, нужен факторный анализ прибыли. У организации, по которой пишу, одни убытки. Можно ли сделать по этой методике с убытками? и где взять индекс изменения цен и объем реализации в сопоставимых ценах? в форме 1 и 2 нет
avatar
0
93
Индекс изменения цен = цены текущего периода деленные на цены предыдущего (базисного) периода.
Объем реализации в сопоставимых ценах = Выручка от продажи продукции, работ или услуг деленная на индекс изменения цен
avatar
94
А где взять цены, если есть только первая и вторая форма? и можно ли считать по данной модели, если у организации убытки ?
avatar
0
95
информацию о ценах можно взять только из внутренней документации компании.
можно
avatar
90
Как найти индекс изменения цен?
avatar
0
91
Индекс изменения = цены текущего периода деленные на цены предыдущего (базисного) периода.
avatar
89
Здравствуйте!
Просто замечательная статья и дальнейшее обсуждение!! Оч помогло, Большое спасибо!!!

Подскажите пож-та. как провести сравнение цен базисного (2014 г) и отчетного (2015 г) п-да для ответа на вопросы влияния 2 факторов:
- изменения цен
- изменения структуры товаров
1. если в базисном и отчетном цен > 1 ?
2. рассчитывать ср. взвешенные в каждом периоде?
3. по 80% нет сопоставимых цен (товар есть либо в базисном либо в отчетном)?
(то есть Номенклатурных позиций за 2014-2015 гг ~ 12 000 шт, а есть хотя бы 1 цена и в базисном и в оттеночном только у 2 000, товары от конверта до двигателя - аналоги невозможны).

Подскажите что почитать\ посмотреть можно для реальных случаев хоз деятельности ? Как в реальных компаниях решаются подобные задачи факторного анализа?
avatar
0
87
Доброго времени суток!
Скажите, пожалуйста, какая информация необходима для факторного анализ прибыли, кроме двух форм баланса?
Дело в том, то пишу дипломную работу и есть беспокойство, что двух форм будет недостаточно.
Заранее спасибо за ответ.
avatar
0
88
для диплома будут желательны формы управленческого учета, по ассортименту продаж, и ценам реализации, но если их нет можно обойтись 1 и 2 формой баланса
avatar
85
Можно ли использовать эту методику для анализа прибыли в организации, занимающейся оптовой торговлей?
avatar
0
86
Да
avatar
84
Здравствуйте, утром на свежую голову пришел еще вариант: Если в формуле: объем отчетного * на себестоимость базисного, то получается 19795(Себестоимость базисного периода )/24115 (в базисном объем)=0,82. А теперь по формуле:(объем отчетного)28855*0,82=23661. Не знаю уже как еще посчитать,может все таки так правильно?
avatar
83
Вроде поняла. В отчетном году объем продукции 28855/ 28689(себестоимость отчетного)=1,0; в базисном объем 24115/ 19795(с/с базисного)=1,2. теперь 1,0/1,2=0,83. 28689*0,83=23811- себестоимость базисного пересчитанного на отчетный.Правильно?
avatar
82
Здравствуйте.Я там что то не поняла,т.к. мне не известны постоянные и переменные затраты и себестоимость на ед.продукции. Если я правильно поняла из комментариев то получается: полученная выручка отчетного периода по ценам базисного равна 38 443 / 30386(выручка базисного периода) *100=126,5%. Себестоимость базисного периода 19 795 * 1,265= 25041, получилась себестоимость базисного периода пересчитанная на объем продаж отчетного периода. Спасибо.
1 2 3 4 5 6 »
avatar