Главная » Статьи » Финансовый анализ » Факторный анализ

Пример факторного анализа прибыли от продаж

Прибыль от продаж компании рассчитывается как разница между выручкой от продаж товаров, работ, услуг (за исключением НДС, акцизов и других обязательных платежей), себестоимостью, коммерческих расходов и управленческих расходов.

Основными факторами, влияющими на величину прибыли от продаж являются:

  • изменение объема продаж;
  • изменение ассортимента реализованной продукции;
  • изменение себестоимости продукции;
  • изменение цены реализации продукции.

Факторный анализ прибыли от продаж необходим для оценки резервов повышения эффективности производства, т.е. основной задачей факторного анализа является поиск путей максимизации прибыли компании. Кроме того, факторный анализ прибыли от продаж является обоснованием для принятия управленческих решений.

Для проведения анализа составим аналитическую таблицу, источником информации служат данные бухгалтерского баланса и отчет о прибылях/убытках компании (1 и 2 форма баланса):

Исходные данные для факторного анализа прибыли от продаж
Показатели Предыдущий период,
тыс. руб.
Отчетный период,
тыс. руб.
Абсолютное изменение,
тыс. руб.
Относительное
изменение, %
1 2 3 4 5
Выручка от продажи продукции, работ или услуг 57 800 54 190 -3 610 -6,2%
Себестоимость 41 829 39 780 -2 049 -4,9%
Коммерческие расходы 2 615 1 475 -1 140 -43,6%
Управленческие расходы 4 816 3 765 -1 051 -21,8%
Прибыль от продаж 8 540 9 170 630 7,4%
Индекс изменения цен 1,00 1,15 0,15 15,0%
Объем реализации в сопоставимых ценах 57 800 47 122 -10 678 -18,5%

Таблица данных в xls.

Определим влияние факторов на сумму прибыли компании следующим образом.

1. Для определения влияния объема продаж на прибыль необходимо прибыль предыдущего периода умножить на изменение объема продаж.

Выручка от реализации товаров предприятия в отчетном периоде составила 54 190 тыс. рублей, для начала необходимо определить объем продаж в базисных ценах (54 190/1,15), который составил 47 122 тыс. рублей. С учетом этого изменение объема продаж за анализируемый период составило 81,5% (47 122/57 800*100%), т.е. произошло снижение объема реализованной продукции на 18,5%. За счет снижения объема продажи продукции прибыль от продажи продукции, работ, услуг снизилась: 8 540 * (-0,185) = -1 578 тыс. рублей.

Необходимо отметить что, основная методическая сложность определения влияния объема продаж на прибыль компании связана с трудностями определения изменения физического объема реализованной продукции. Правильнее всего определять изменения в объеме продаж путем сопоставления отчетных и базисных показателей, выраженных в натуральных или условно-натуральных измерителях. Это возможно тогда, когда продукция однородна. В большинстве же случаев реализованная продукция по своему составу является неоднородной и необходимо производить сопоставления в стоимостном выражении. Для обеспечения сопоставимости данных и исключения влияния других факторов необходимо сопоставлять отчетный и базисный объемы реализации, выраженные в одинаковых ценах (предпочтительно в ценах базисного периода).

Индекс изменения цен на продукцию, работы, услуги рассчитывается путем деления объема реализации отчетного периода на индекс изменения цен реализации. Такой расчет является не совсем точным, так как цены на реализованную продукцию изменяются в течение всего отчетного периода.

2. Влияние ассортимента продаж на величину прибыли организации определяется сопоставлением прибыли отчетного периода, рассчитанной на основе цен и себестоимости базисного периода, с базисной прибылью, пересчитанной на изменение объема реализации.

Прибыль отчетного периода, исходя из себестоимости и цен базисного периода, можно определить с некоторой долей условности следующим образом:

  • выручка от продажи отчетного периода в ценах базисного периода 47 122 тыс. рублей;
  • фактически реализованная продукция, рассчитанная по базисной себестоимости (41 829*0,815) = 34 101 тыс. рублей;
  • коммерческие расходы базисного периода 2 615 тыс. рублей;
  • управленческие расходы базисного периода 4 816 тыс. рублей;
  • прибыль отчетного периода, рассчитанная по базисной себестоимости и базисным ценам (47 122-34 101-2 615-4 816) = 5 590 тыс. рублей.

Таким образом, влияние сдвигов в структуре ассортимента на величину прибыли от продаж равно: 5 590 - (8 540*0,81525) = -1 373 тыс. рублей.

Произведенный расчет показывает, что в составе реализованной продукции увеличился удельный вес продукции с меньшим уровнем доходности.

3. Влияние изменения себестоимости на прибыль можно определить, сопоставляя себестоимость реализации продукции отчетного периода с затратами базисного периода, пересчитанными на изменение объема продаж: (41 829*0,815) - 39780 = -5 679 тыс. рублей. Себестоимость реализованной продукции увеличилась, следовательно, прибыль от продажи продукции снизилась на ту же сумму.

4. Влияние изменения коммерческих и управленческих расходов на прибыль компании определим путем сопоставления их величины в отчетном и базисном периодах. За счет снижения размера коммерческих расходов прибыль выросла на 1 140 тыс. рублей (1 475 - 2 615), а за счет снижения размера управленческих расходов – на 1 051 тыс. рублей (3 765 - 4 816).

5. Для определения влияния цен реализации продукции, работ, услуг на изменение прибыли необходимо сопоставить объем продаж отчетного периода, выраженного в ценах отчетного и базисного периода, т.е.: 54 190 - 47 122 = 7 068 тыс. рублей.

Подводя итог, посчитаем общее влияние всех перечисленных факторов:

  1. влияние объема продаж -1 578 тыс. рублей;
  2. влияние структуры ассортимента реализованной продукции -1 373 тыс. рублей;
  3. влияние себестоимости -5 679 тыс. рублей;
  4. влияние величины коммерческих расходов +1 140 тыс. рублей;
  5. влияние величины управленческих расходов +1 051 тыс. рублей;
  6. влияние цен реализации +7 068 тыс. рублей;
  7. общее влияние факторов +630 тыс. рублей.

Значительный рост себестоимости продукции произошел в основном за счет повышения цен на сырье и материалы. Кроме этого, на сумму прибыли оказало отрицательное влияние уменьшение объема продаж и негативные сдвиги в ассортименте продукции. Отрицательное воздействие перечисленных факторов было компенсировано повышением реализационных цен, а также снижение управленческих и коммерческих расходов. Следовательно, резервами роста прибыли предприятия являются рост объема продаж, увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации и снижение себестоимости товаров, работ и услуг.

Тэги: Пример, прибыль от продаж, факторный анализ
Версия для печати
Похожие материалы:
Комментарии 114
avatar
113 ilyk16857 • 14:35, 23.03.2018
Укажите автора данной методике
avatar
114 chizhov-78 • 15:52, 23.03.2018
Новопашина Е.А.
Экономический анализ: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2011. 192 с.
УДК 658.14:658.511(075.8) ББК 65.053я73 Н 749
avatar
112 fincontrollex • 13:25, 26.08.2017
Надстройка Fincontrollex® Variance Analysis Tool для Microsoft Excel полностью автоматизирует факторный анализ в Excel и позволяет проанализировать любые показатели всего за несколько минут! С помощью Fincontrollex® Variance Analysis Tool с факторным анализом теперь легко смогут справиться даже те сотрудники, которые никогда до этого не выполняли факторный анализ. Вам больше не надо тратить время на разработку и проверку формул расчета факторов. Эту работу за Вас теперь выполнит Fincontrollex® Variance Analysis Tool, что полностью исключит риск допустить ошибку. Надежность ERP + Гибкость Excel + Автоматизация формул = Fincontrollex® Variance Analysis Tool. Вы можете бесплатно скачать Fincontrollex® Variance Analysis Tool по ссылке fincontrollex.com
avatar
111 analysis7777777 • 11:05, 15.08.2017
С большим интересом прочитал Вашу статью, очень интересно и полезно.
Есть вопрос по параметру " Влияние ассортимента продаж" . Скажите, а какое влияние на ассортимент оказывают коммерческие и управленческие расходы. На сколько я понимаю, если речь идет об ассортименте, то надо понять влияние изменения соотношения товара с разной себестоимостью. А если обнулить значения коммерческих и управленческих расходов, то и влияние ассортимента всегда будет равно нулю. Чисто арифметически. Так построены формулы. И в предлагаемом примере : "http://afdanalyse.ru/load....1-0-126 - Лист "Фактор1"" та же история. Получается что и вывод: "Произведенный расчет показывает, что в составе реализованной продукции увеличился удельный вес продукции с меньшим уровнем доходности." - сделан не правильно. Все же хочется понять как определить влияние изменения ассортимента на прибыль, если в затратной части учитывать только себестоимость. Спасибо.
avatar
108 madinag2018 • 10:42, 20.05.2017
Ведь данные таблицы не сходятся с раасчетами. Не могу разобраться. Помогите
avatar
0
110 eservise08 • 12:26, 20.05.2017
Данные примера и данные прикрепленной таблицы одни и те же. Если вы подставляли свои данные в табличку расчета, то показатель изменения прибыли от продаж должен сойтись со значением изменения прибыли по балансу.
avatar
107 madinag2018 • 10:41, 20.05.2017
Откуда берутся данные таблицы?
avatar
0
109 eservise08 • 12:22, 20.05.2017
Из отчета о финансовых результатах. Индекс изменения цен из данных управленческого учета
avatar
106 JAXAR • 01:00, 30.04.2017
Сначала не совсем разобрался, но потом сделал все вычисления по методике и общее влияние факторов по 2 годам сошлось с показателями прибыли от продаж по балансу. Большое спасибо за статью, очень помогла!!!
avatar
103 Мирипуп • 20:28, 27.11.2016
Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, как у Вас было найдено значение объема реализации в сопоставимых ценах в отчетном периоде? Я знаю, что его получают умножением выручки на уровень инфляции, но мне интересно какие значения брали именно Вы.
avatar
0
104 eservise08 • 20:40, 27.11.2016
54190/1,15 = 47122, цифры все условные
где, 54190 выручка, 1,15 индекс изменения цен
avatar
105 Мирипуп • 23:28, 27.11.2016
Спасибо большое)
avatar
96 isabellatautieva • 11:24, 05.05.2016
У меня вопрос как посчитать себестоимость фактически реализованной продукции за отчетный период, рассчитанную в ценах базисного периода?
avatar
0
97 eservise08 • 11:51, 05.05.2016
Скажите, а зачем вам себестоимость ценах базисного периода?
avatar
98 isabellatautieva • 12:58, 05.05.2016
Для расчета К1 - коэффициент роста объема продукции:
К1=S1.0: S0 ,
где S1.0 - себестоимость фактически реализованной продукции за отчетный период, рассчитанная в ценах базисного периода.
avatar
0
99 eservise08 • 13:32, 05.05.2016
Себестоимость в сопоставимых ценах в данном примере факторного анализа прибыли не используется. Я так понял вы имеете ввиду: Изменение в объеме продукции (Δp2 = П0 x (S'/ S0) - П0)
где S' - Себестоимость в сопоставимых ценах или себестоимость в рассчитанная в ценах базисного периода.
Она определяется как произведение объема выпуска продукции в шт. за отчетный период и себестоимости 1 ед. продукции за базисный период
avatar
100 isabellatautieva • 13:38, 05.05.2016
Я провожу анализ по методике Селезневой. Если так сделать как вы говорите, а потом поделить на S0, то останется просто количество продукции за отчетный период
avatar
0
101 eservise08 • 14:06, 05.05.2016
Посмотрите в файле размещенном по ссылке, пример факторного анализа: http://afdanalyse.ru/load....1-0-126
Лист "Фактор1"
avatar
102 isabellatautieva • 14:12, 05.05.2016
Огромное вам спасибо smile
avatar
92 info • 14:05, 22.04.2016
Здравствуйте, пишу диплом, нужен факторный анализ прибыли. У организации, по которой пишу, одни убытки. Можно ли сделать по этой методике с убытками? и где взять индекс изменения цен и объем реализации в сопоставимых ценах? в форме 1 и 2 нет
avatar
0
93 eservise08 • 14:10, 22.04.2016
Индекс изменения цен = цены текущего периода деленные на цены предыдущего (базисного) периода.
Объем реализации в сопоставимых ценах = Выручка от продажи продукции, работ или услуг деленная на индекс изменения цен
avatar
94 info • 14:54, 22.04.2016
А где взять цены, если есть только первая и вторая форма? и можно ли считать по данной модели, если у организации убытки ?
avatar
0
95 eservise08 • 15:46, 22.04.2016
информацию о ценах можно взять только из внутренней документации компании.
можно
avatar
90 kristinaselishheva • 19:02, 09.12.2015
Как найти индекс изменения цен?
avatar
0
91 eservise08 • 13:05, 10.12.2015
Индекс изменения = цены текущего периода деленные на цены предыдущего (базисного) периода.
1 2 3 ... 6 7 »
avatar