»

Рост рынка авиаперевозок - обзор рынка за последние 10 лет

Переход рынка авиаперевозок от плановой системы хозяйственных отношений к рыночной осуществлялся в сложных условиях (неблагоприятная макроэкономическая конъюнктура, ошибки быстрого реформирования) и, в конечном счете, негативно сказался на развитии сферы авиауслуг.

С 1990 по 2010 гг. произошел резкий спад показателей деятельности воздушного транспорта, аналогов которому не было в мировой истории гражданской авиации. Постепенно с 2000 года рынок авиаперевозок начал восстанавливать утраченные позиции. На сегодняшний день на его долю приходится более 12% пассажирооборота и менее 1% грузооборота общих перевозок по России. По сравнению с другими секторами он развивается динамично.

По сравнению с другими секторами он развивается динамично. С 1999 по 2002 гг. пассажирооборот вырос на 25%, грузооборот - на 18%. При этом по уровню эффективности авиапредприятия достигли показателей, которые не отмечались в предыдущие семь лет.

По итогам 2002 года коэффициент занятости пассажирских кресел (рассчитанный по всем видам перевозок) увеличился на 2,3% (до 68,7%), а показатель коммерческой загрузки на 1,6% (до 59,9%). Финансовые результаты отрасли в 2002 году были положительными. Второй год подряд гражданская авиация закончила с прибылью. По предварительным оценкам Министерства транспорта РФ, доходы авиаперевозчиков в 2002 году составили около 146 млрд. рублей, что на 43% больше показателя 2001 года. Суммарная прибыль за тот же период выросла до 9,5 млрд. рублей (6,5% доходов).

Впрочем, полученная прибыль приходится в основном на лидирующие компании отрасли. 9,2 млрд. рублей обеспечено за счет деятельности "Аэрофлота", Госкорпорации по ОВД, предприятия "Пулково" и аэропорта "Шереметьево". Остальные 300 млн. распределены между 233 авиакомпаниями, 450 аэропортами, авиаремонтными заводами и ТЗК. Очевидно, что большинство компаний отрасли, по-прежнему, оказалось убыточным, либо вообще не осуществляет профессиональную деятельность в секторе авиаперевозок.

По данным Транспортной клиринговой палаты, в 2002 году свои производственные показатели предоставили чуть более 70 из 235 официально зарегистрированных авиакомпаний. При этом на их долю приходится почти 90% всего пассажирооборота и 80% перевезенных почты и грузов. Сейчас крупный бизнес работает гораздо активнее, чем небольшие региональные перевозчики. Доля лидирующих на рынке авиакомпаний увеличивается с каждым годом, и в 2002 году 10 крупнейших компаний контролировали около 70% рынка по пассажирообороту. Согласно практике мировых рынков авиаперевозок, такой показатель концентрации свидетельствует о высокой конкуренции в отрасли. Аналогичные данные по национальным отраслям европейских стран гораздо выше. На долю крупнейших участников рынка Франции, Германии приходится около 80%-90% всего рынка.


Рисунок 1. Концентрация перевозок на национальных рынках отдельных европейских стран.

Следовательно, российский рынок, должен быть высококонкурентным. Однако в реальности степень конкурентности зависит от региона и маршрутов авиакомпаний. На внутренних рентабельных линиях наблюдается высокая загруженность маршрутов, на них работают по 8-10 авиаперевозчиков с различной частотой полетов. Например, на линии с максимальной предельной провозной емкостью Москва-Сочи действуют 11 авиакомпаний, Москва - Санкт-Петербург - 6 авиакомпаний (Рис. 2). В то же время на других направлениях, где авиаперевозки убыточны из-за отсутствия платежеспособного спроса, реальной конкуренции нет, и деятельность осуществляют в лучшем случае один-два региональных авиаперевозчика.


Рисунок 2. Наиболее загруженные московские авианаправления по данным за 2002 год

На международных маршрутах вообще оперируют только 35 российских авиакомпаний. Причем деятельность их ограничена рамками межправительственных соглашений, и так называемым "неформальным квотированием", то есть предварительной договоренностью между органами государственной власти и самими авиакомпаниями о праве осуществлять перевозки на международных линиях. Более регламентированная система квотирования действует и на внутрироссийских авиалиниях. Еще недавно были квотированы 26 внутренних линий, но в конце июля Лицензионная комиссия Государственной службы гражданской авиации России приняла решение о сокращении количества линий с 26 до 15.

На данный момент лидером рынка грузовых авиаперевозок являются 3-и организации: ЗАО "Сервистранс-Карго" (сокр. "СТК"), ООО "Сервистранс-Карго" и ООО "Юнайтед Сервис" В ближайшей перспективе российские авиавласти не собираются полностью отказываться от регулирования рынка авиаперевозок, и допуск любой авиакомпании на линии будет осуществляться только по решению лицензионной комиссии. А значит, барьеры входа на рынок, как внутренние, так и внешние остаются, и степень конкурентности направлений также будет различаться.

Впрочем, упорядочивание работы российских авиаперевозчиков на сегодняшний день осуществляется несколько иными способами. Сейчас органами государственной власти проводятся работы по оптимизации структуры отрасли и консолидации бизнеса путем лицензирования и сертифицирования деятельности авиаперевозчиков.

В ряде случаев компании уходят с рынка, когда государство из-за несоответствия сертификационным требованиям аннулирует их сертификаты. Так было с 36 компаниями в 2001 году, с 42 компаниями в 2002 году. В ближайшее время процесс ужесточения правил сертификации и лицензирования продолжится. На государственном уровне будут поощряться процессы слияния и укрупнения. Правда, до сих пор не разработаны действенные механизмы, стимулирующие слияние авиакомпаний на добровольной основе, создание альянсов. Да и сам уход с рынка не всегда осуществляется естественным рыночным путем. Тем не менее, согласно планам Минтранса России к 2010 году общее количество перевозчиков в России будет на уровне 100-150 авиакомпаний.

В целом сокращение абсолютного числа перевозчиков должно оказать позитивное влияние на рост конкурентоспособности отечественных компаний, и, как результат, способствовать активизации совокупного потребительского спроса.

Сейчас спрос на перевозки российских авиакомпаний не велик. За прошлый год только 26,5 млн. пассажиров воспользовались их услугами, при этом перевезено было 627 тыс. тонн почты и грузов. Для России с официальной численностью населения более 140 млн. человек и общей площадью территории 17075,4 тыс. кв. км это крайне мало. Аналогичные показатели по развитым странам с сопоставимой территорией в 10 раз превышают российские. Следовательно, потенциальный спрос на авиаперевозки в стране существует.

Но в полной мере он задействован быть не может в силу текущей макроэкономической конъюнктуры, в том числе невысокого уровни жизни большинства населения, и низкой деловой активности в регионах. Что касается реального спроса, то он развивается достаточно динамично, и на протяжении последних лет наблюдается изменение структуры спроса на авиаперевозки со значительным смещением в сторону внешнего рынка.

Спрос на внутренние авиаперевозки резко сократился с начала 90-х годов из-за стремительного роста тарифов на авиауслуги. За первые 2 года реформ воздушным транспортом стало пользоваться гораздо меньшее количество населения (произошло падение в 2 раза) и снизился грузооборот (почти в 4 раза). С ростом деловой активности после кризиса августа 1998 года общий объем внутрироссийских показателей стал постепенно увеличиваться.

По итогам прошлого года количество перевезенных пассажиров и грузов составило 15,44 млн. человек и 262,67 тыс. тонн соответственно. Наибольшим спросом пользовались линии с максимальной предельной провозной емкостью, такие как Москва-Новосибирск, Краснодар-Москва, Екатеринбург-Москва и др.

На сегодняшний день внутренний рынок - это в основном рынок деловых пассажирских перевозок. Из-за низкой конкурентоспособности российского туризма и невысоких цен на железнодорожные билета, население предпочитает не пользоваться услугами воздушного транспорта в личных целях. В то же время командировки оплачиваются организациями, а не самими гражданами, поэтому цена при выборе транспорта перестает быть фактором, определяющим спрос. На первое место выходят частота перевозок и удобство маршрутов.

Если оценивать потенциальную емкость рынка внутренних авиаперевозок, то она будет напрямую зависеть от динамики тарифов и темпов развития российской экономики. В среднесрочной перспективе вполне возможно привлечение "среднего класса" на этот рынок. По оценкам журнала "Эксперт", сейчас он составляет примерно 25% населения России (около 36 млн. человек). Насколько его спрос может быть активен, зависит от цен, качества сервиса, частоты полетов и безопасности российских авиакомпаний.


Рисунок 3. Динамика пассажиро и грузоперевозок на внутренних и международных воздушных линиях (1992-2002 гг.)

Спрос на внешние авиаперевозки не переставал увеличиваться, несмотря на российский кризис 1990-2000 гг. Его рост начался с незначительных показателей (пассажирооборот в 1992 году был 14 млрд. пасс. км, грузооборот - около 500 млн. км), и в результате за десять лет составил 317% численности пассажиров и 420% перевозок грузов и почты.

Такое взрывное увеличение показателей перевозок на международных линиях объясняется несколькими причинами: с начала 90-х годов с падением "железного занавеса" увеличились объемы поставок импортных товаров, и начался ажиотажный спрос на туристические поездки за рубеж. Причем повышенный спрос россиян на зарубежные поездки был не совсем "естественным" и во многом инициировался политикой авиакомпаний. Ведь несколько лет назад российские авиаперевозчики стали совместно с туристическими операторами формировать и предлагать своим клиентам специальные пакеты услуг, в которых стоимость рейса туда и обратно в Турцию, Египет, Кипр, предлагалась по демпинговым ценам. Путешествие самолетом за рубеж практически стало дешевле отдыха в России, и большинство туристов использовали выгодную возможность провести отпуск за границей, взять отдых в Тунисе или тур в Италию.

Важно, что сами компании от этого совсем не пострадали. Рентабельность международных авиаперевозок до сих пор гораздо выше внутренних, при этом показатели эффективности по статистике международных авиаперевозок, больше, чем по статистике внутренних рейсов. На сегодняшний день внешний рынок имеет гораздо больший потенциал для дальнейшего роста, нежели внутренний. Прежде всего, речь идет о географическом положении России, позволяющем осуществлять перевозки между Европой и Азией - двумя крупнейшими экономическими регионами. Одновременно рост деловой активности в самой России, ее дальнейшая интеграция в международную систему деловых, политических, социальных отношений повлекут за собой дополнительный пассажиропоток и иностранных, и российских граждан. И, наконец, дополнительный спрос на внешнем рынке появится при расширении деятельности российских авиаперевозчиков за рубежом и их сотрудничестве с мировыми авиакомпаниями.

Уже сейчас в России широко распространена практика интерлайновых соглашений, соглашений о код-шеринге, которые заключаются международными компаниями с российскими перевозчиками, конкурентоспособными на мировом рынке.

Версия для печати
Похожие материалы:
Комментарии 0
avatar