Маржинальный анализ (marginal analysis)
– анализ себестоимости продукции или услуг, эффективности
принимаемых решений с
применением метода калькуляции по прямым затратам. Основной
особенностью системы международных стандартов является раздельный учет
постоянных и переменных затрат по видам изделий и в целом по
предприятию. Анализ прибыли предприятия, базирующийся на делении
совокупных затрат на производство и реализацию продукции на переменные
и постоянные с выделением маржинального дохода (валовой маржи),
называется маржинальным анализом или анализом безубыточности или
содействия
доходу, или CVP-анализом.
Маржа покрытия – это выручка
минус переменные издержки. Маржа покрытия на единицу продукции
представляет собой разность между ценой и удельными переменными
затратами. Она включает в себя постоянные затраты и прибыль.
Система раздельного учета переменных и постоянных затрат имеет
в международной практике финансового менеджмента такие названия, как:
система директ-костинг, система управления себестоимостью. Важно
отметить, что по существу данная система является не просто системой
учета, но представляет собой органический синтез учетных, аналитических
и управленческих процедур.
Вместе с тем такой подход решает задачу проведения
перспективного (прогнозного) анализа, результатом которого является
разработка вариантов получения прибыли. Это дает возможность получить
больший эффект, чем поиск неиспользованных резервов в ходе проведения
ретроспективного анализа финансовых результатов.
Важнейшей частью анализа на основе системы директ-костинг
выступает изучение взаимосвязи объема производства, себестоимости и
прибыли. Для проведения такого анализа предварительно оговариваются
определенные ограничивающие условия, перечисленные ниже:
- известной является величина переменных затрат на единицу
изделия и общих постоянных затрат;
- диапазон объема производства и реализации (деловой
активности) предприятия установлен на основе его производственной
мощности и спроса на выпускаемую им продукцию, чему соответствуют
величина потребляемых в процессе производства ресурсов и система
организации производства;
- количество произведенной продукции равно количеству
реализованной продукции;
- ассортимент продукции для предприятий, выпускающих и
реализующих несколько видов продукции, не изменяется;
- цена за единицу готовой продукции и цены потребляемых
производственных ресурсов не изменяются за анализируемый период.
Маржинальный анализ (анализ безубыточности) позволяет:
- более точно исчислить влияние факторов на изменение суммы
прибыли и на этой основе более эффективно управлять процессом
формирования и прогнозирования ее величины;
- определить критический уровень объема продаж (порога
рентабельности), постоянных затрат, цены при заданной величине
соответствующих факторов, при котором финансовый результат будет равен
нулю;
- установить зону безопасности (зону безубыточности)
предприятия;
- исчислить необходимый объем продаж для получения заданной
величины прибыли;
- обосновать наиболее оптимальный
вариант управленческих решений, касающихся изменения
производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики,
вариантов оборудования, технологии производства, приобретения
комплектующих деталей и др. с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.
Сформулируем основные недостатки CVP-анализа:
- метод критической
точки не может окончательно решить вопрос об отнесении косвенных затрат
на себестоимость изготавливаемой продукции. Это относится к части
косвенных затрат, являющихся переменными. В данном случае возникает все
та же проблема распределения косвенных издержек на производство и сбыт
каждого вида товара;
- не всегда легко, на практике, разделить затраты на
переменные и постоянные;
- на изменение маржинального дохода могут влиять стоимость приобретенных
средств производства, эффективность их использования, цены реализации.
Проведение маржинального анализа, основанного на соотношении
«затраты – объем – прибыль»,
требует соблюдения ряда условий, таких, как:
- необходимость деления издержек на две части –
переменные и постоянные;
- переменные издержки изменяются пропорционально объему
производства (реализации) продукции;
- постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного
(значимого) объема производства (реализации) продукции, т.е. в
диапазоне деловой активности предприятия, который установлен исходя из
производственной мощности предприятия и спроса на продукцию;
- тождество производства и реализации продукции в рамках
рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции
существенно не изменяются.