Главная » Статьи » Финансовый анализ » Методология финансового анализа

Особенности методики финансового анализа

В первую очередь, особенности методики финансового анализа обусловлены тем что, отчетность публична. Во-вторых, отчетность унифицирована. Благодаря этим двум особенностям возможно существование общепринятых методов анализа.

В-третьих, отчетность содержит количественные значения показателей, которые считаются точными, в том смысле, что они не подлежат пересмотру и отражают окончательную оценку результатов деятельности организации за определенный период. Благодаря этому в анализе возможно применение формальных количественных методов, позволяющих получить однозначные оценки.

В-четвертых, отчетность субъекта составляется самим субъектом. Поэтому она, как минимум, субъективна, что с точки зрения пользователя, означает, по сути – недостоверна. Исходя из этого первая задача анализа – оценка достоверности информации, представленной в отчетности. Публикуемые стандартные методики анализа формализованы, они исходят из абсолютной достоверности отчетности.

И, наконец, субъекты анализа, пользователи отчетности экономически разнородны (см. таблицу №1.). Они интересуются разными аспектами финансового состояния и оценивают показатели с разных точек зрения, исходя из разных критериев. Широко публикуемые, стандартные методики ориентированы на инвесторов. Так называемый комплексный анализ включает разные направления анализа и не имеет единого субъекта.

В советской экономике разрабатывалась методика комплексного экономического анализа. Комплексность означала исследование объекта в разных аспектах с использованием всех возможных источников информации. Такой подход был возможен в силу отсутствия коммерческой тайны. В рыночной экономике комплексный подход к анализу предполагает оценку объекта с точки зрения разных участников хозяйственных процессов, конкурентов, интересы которых могут быть разными вплоть до противоположных.

Таблица №1. Характеристика основных пользователей финансовой информации
Группа пользователей Наиболее общие вопросы, ответы на которые должны быть получены в результате анализа
Инвесторы (собственники) Какова доходность инвестиций в данный бизнес в абсолютном выражении и в сравнении с другими вариантами? Какова надежность вложений? Следует увеличивать инвестиции или наоборот выводить средства?
Кредиторы Предоставляется ли достаточное обеспечение по займам? Достаточно ли высока и стабильна доходность компании, в том числе и по денежному потоку, чтобы осуществлять необходимые платежи кредиторам?
Поставщики В состоянии ли компания оплатить приобретенные товары и услуги? Каковы ее перспективы как потребителя?
Покупатели Может ли компания обеспечить поставку товаров в достаточном количестве и в определенные сроки? Каковы возможности последующего гарантийного обслуживания?
Работники компании Располагает ли компания достаточными средствами для своевременной выплаты достойной заработной платы? Способна ли компания поддерживать или даже наращивать объемы деятельности? Как эта возможная динамика может повлиять на благосостояние работников?
Государственные органы Прогнозирование объемов налоговых поступлений, обоснование макроэкономических решений по регулированию экономики.
Общество в целом Оценка участия в обеспечении занятости и решении социальных задач. Оценка вредного воздействия на окружающую среду и возможностей его уменьшения. Необходимая для таких оценок информация пока в финансовой отчетности системно не отражается.

В России основным субъектом анализа является государство в лице органов, осуществляющих регулирование экономики. Приведем некоторые из большого количества методик регулирующих проведение финансового анализа предприятия:

1) Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.06.03 г. №367.

2) Методические указания по проведению анализа финансового состояния организаций. Утверждены Приказом ФСФО (федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству) России от 23.01.01 г. №16.

3) Положение «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг». Утверждено Приказом ФСФР (федеральной службы по финансовым рынкам) России от 10.10.06 г. №06-117/пз-н.

4) Методика проведения Федеральной налоговой службой учета и анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций. Утверждена Приказом Минэкономразвития России от 21.04.06 г. №104.

Тэги: финансовая отчетность, методология, методика анализа
Версия для печати
Похожие материалы:
Комментарии 0
avatar