Главная » Статьи » Финансовый анализ » Анализ активов |
Управление дебиторской задолженностью страховой компании
Недостаток денежных средств в страховых организациях и неплатежеспособность обусловливают важность постоянной работы специалистов с дебиторами организации. Управление дебиторской задолженностью сводится к выработке, реализации политики ценообразования (тарифной политики) и получению коммерческих кредитов, направленных на ускорение взыскания долгов и снижения риска неплатежей. Дебиторская задолженность – это процесс иммобилизации, то есть отвлечение из оборота собственных оборотных средств, т.е. это сумма требований, предъявляемых страховой организацией к своим дебиторам на определенную дату, наиболее полное определение дебиторской задолженности дается в ст. 307 ГК РФ. Необходимость правильного управления уровнем дебиторской задолженности определяется не только стремлением к максимизации денежных потоков страховщика, но и желанием снизить издержки, так как любое увеличение дебиторской задолженности должно быть профинансировано либо за счет роста внешних заимствований, либо за счет собственной прибыли. Подходы к управлению дебиторской задолженностью в страховых организацияхПоддержание того или иного уровня дебиторской задолженности связано с затратами. При расчете затрат, связанных с обесценением дебиторской задолженности, необходимо учитывать динамику падения покупательной способности денежной средств. Можно выделить два подхода к управлению дебиторской задолженностью (табл. 1). Таблица 1. Подходы к управлению дебиторской задолженностью в страховых компаниях
Реальное представление о погашении счетов дебиторов дает состояние дебиторской задолженности. Анализ такой задолженности по срокам возникновения позволяет оценить эффективность и сбалансированность политики предоставления кредита и скидок, определяет области, в которых необходимы дополнительные усилия по возврату долгов. В отчетности дебиторскую задолженность условно разделяют на «нормальную» и «ненормальную». К первой относится задолженность, платежи по которой ожидают в течение 12 месяцев после отчетной даты. Ко второй, – платежи по которой ожидают более чем через 12 месяцев после отчетной даты. Она возникает вследствие недостатков в работе страховых организаций или слишком высоких темпов увеличения объема продаж страховых продуктов. Система показателей для анализа дебиторской задолженности страховой организацииАнализ и контроль уровня дебиторской задолженности можно проводить с помощью абсолютных и относительных показателей в динамике за ряд периодов (квартал, год), используя следующие показатели[1]: Коэффициент погашаемости дебиторской задолженности (Кп):
Актуален вопрос о правомочности сопоставления дебиторской и кредиторской задолженностей. Здесь позиции финансового менеджера и бухгалтера могут быть противоположными: первый допускает возможность сопоставления, второй – нет. При этом бухгалтеры иногда считают, что дебиторская задолженность может быть любой, лишь бы она не превышала кредиторскую, что при анализе следует принимать во внимание только разность между ними. Это мнение ошибочно, так как страховая организация обязана погашать свою кредиторскую задолженность независимо от того, получает она долги от своих дебиторов или нет. Коэффициент соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностью за расчетный период (Кс):
При анализе дебиторская и кредиторская задолженности рассматриваются отдельно (дебиторская – средства, временно отвлеченные из оборота, и кредиторская - средства, временно привлеченные в оборот). Оборачиваемость дебиторской задолженности (Кдз):
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого страховщику. Период погашения дебиторской задолженности (Тдз) определяется следующим образом:
Этот показатель следует рассматривать по корпоративным и физическим клиентам, видам страховой продукции, условиям расчетов, то есть условиям заключения сделок. Доля дебиторской задолженности в общем объеме оборотных средств (Удз):
Доля сомнительной задолженности в составе дебиторской задолженности (Усз):
При анализе дебиторской задолженности следует изучить данные о резервах по сомнительным долгам и фактических потерях, связанных с непогашением дебиторской задолженности. Этот показатель характеризует качество дебиторской задолженности страховщика, а тенденция к его росту свидетельствует о снижении его ликвидности. где, Более подробно анализируют просроченную и безнадежную задолженности. Для этого используют следующие показатели:
Комплекс мероприятий и методы управления дебиторской задолженностью в страховой организацииКомплекс мероприятий по управлению дебиторской задолженностью в страховой компании следующий:
Литература:
|
|||||||||
|
|||||||||
Тэги: |
- Определение потребности в оборотных средствах
- Показатели эффективности использования оборотных средств
- Экономическая сущность оборотных средств
- Анализ динамики изменения оборотных средств
- Анализ структуры оборотных активов