Главная » Статьи » Финансовый анализ » Анализ активов

Управление дебиторской задолженностью страховой компании

Недостаток денежных средств в страховых организациях и неплатежеспособность обусловливают важность постоянной работы специалистов с дебиторами организации. Управление дебиторской задолженностью сводится к выработке, реализации политики ценообразования (тарифной политики) и получению коммерческих кредитов, направленных на ускорение взыскания долгов и снижения риска неплатежей.

Дебиторская задолженность – это процесс иммобилизации, то есть отвлечение из оборота собственных оборотных средств, т.е. это сумма требований, предъявляемых страховой организацией к своим дебиторам на определенную дату, наиболее полное определение дебиторской задолженности дается в ст. 307 ГК РФ.

Необходимость правильного управления уровнем дебиторской задолженности определяется не только стремлением к максимизации денежных потоков страховщика, но и желанием снизить издержки, так как любое увеличение дебиторской задолженности должно быть профинансировано либо за счет роста внешних заимствований, либо за счет собственной прибыли.

Подходы к управлению дебиторской задолженностью в страховых организациях

Поддержание того или иного уровня дебиторской задолженности связано с затратами. При расчете затрат, связанных с обесценением дебиторской задолженности, необходимо учитывать динамику падения покупательной способности денежной средств. Можно выделить два подхода к управлению дебиторской задолженностью (табл. 1).

Таблица 1. Подходы к управлению дебиторской задолженностью в страховых компаниях
Оптимизация сроков платежей за счет: Изменение политики реализации продукции за счет:
  • ранжирования покупателей по доле в страховом портфеле;
  • контроля отсроченного и просроченного долга;
  • ускорения востребования долгов;
  • установления условий продажи по срокам инкассации денежных средств;
  • определения сроков для гарантированного платежа;
  • прогноза поступлений денежных средств по срокам;
  • различия в контроле по разным срокам возврата;
  • анализа задолженности по дебиторам по срокам возврата.
  • анализа дебиторской задолженности по видам продукции;
  • снижения дебиторской задолженности на сумму безнадежных долгов;
  • расширения числа покупателей с ликвидным балансом страховых услуг;
  • сбалансирования соотношения дебиторской и кредиторской задолженности;
  • предоставления скидки покупателям при досрочной оплате страховых услуг.

Реальное представление о погашении счетов дебиторов дает состояние дебиторской задолженности. Анализ такой задолженности по срокам возникновения позволяет оценить эффективность и сбалансированность политики предоставления кредита и скидок, определяет области, в которых необходимы дополнительные усилия по возврату долгов.

В отчетности дебиторскую задолженность условно разделяют на «нормальную» и «ненормальную». К первой относится задолженность, платежи по которой ожидают в течение 12 месяцев после отчетной даты. Ко второй, – платежи по которой ожидают более чем через 12 месяцев после отчетной даты. Она возникает вследствие недостатков в работе страховых организаций или слишком высоких темпов увеличения объема продаж страховых продуктов.

Система показателей для анализа дебиторской задолженности страховой организации

Анализ и контроль уровня дебиторской задолженности можно проводить с помощью абсолютных и относительных показателей в динамике за ряд периодов (квартал, год), используя следующие показатели[1]:

Коэффициент погашаемости дебиторской задолженности (Кп):

Кп = Дз / Вр

Актуален вопрос о правомочности сопоставления дебиторской и кредиторской задолженностей. Здесь позиции финансового менеджера и бухгалтера могут быть противоположными: первый допускает возможность сопоставления, второй – нет. При этом бухгалтеры иногда считают, что дебиторская задолженность может быть любой, лишь бы она не превышала кредиторскую, что при анализе следует принимать во внимание только разность между ними. Это мнение ошибочно, так как страховая организация обязана погашать свою кредиторскую задолженность независимо от того, получает она долги от своих дебиторов или нет.

Коэффициент соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностью за расчетный период (Кс):

Кс = Дз / Кз

При анализе дебиторская и кредиторская задолженности рассматриваются отдельно (дебиторская – средства, временно отвлеченные из оборота, и кредиторская - средства, временно привлеченные в оборот).

Оборачиваемость дебиторской задолженности (Кдз):

Кдз = Вр / Дз

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого страховщику.

Период погашения дебиторской задолженности (Тдз) определяется следующим образом:

Тдз = Т / Кдз

Этот показатель следует рассматривать по корпоративным и физическим клиентам, видам страховой продукции, условиям расчетов, то есть условиям заключения сделок.

Доля дебиторской задолженности в общем объеме оборотных средств (Удз):

Удз = Дз / Оа x 100

Доля сомнительной задолженности в составе дебиторской задолженности (Усз):

Усз = Сз / Дз x 100

При анализе дебиторской задолженности следует изучить данные о резервах по сомнительным долгам и фактических потерях, связанных с непогашением дебиторской задолженности. Этот показатель характеризует качество дебиторской задолженности страховщика, а тенденция к его росту свидетельствует о снижении его ликвидности.

где,
Дз - средняя дебиторская задолженность;
Вр - выручка от реализации.
Кз - средняя за расчетный период кредиторская задолженность.
Тдз - срок дебиторской задолженности. Чем продолжительнее период погашения, тем выше риск ее непогашения.
Удз - удельный вес дебиторской задолженности в общем объеме оборотных средств, %;
Оа - оборотные активы (итог разд. II баланса). Чем выше этот показатель, тем менее мобильна структура имущества страховщика.
Сз - сомнительная задолженность.

Более подробно анализируют просроченную и безнадежную задолженности. Для этого используют следующие показатели:

  • срок просроченной дебиторской задолженности (отношение среднего остатка дебиторской задолженности, не оплаченного в срок, к сумме однодневного оборота по реализации в рассматриваемом периоде);
  • просроченность дебиторской задолженности, то есть задолженности, не оплаченной в предусмотренные сроки.

Комплекс мероприятий и методы управления дебиторской задолженностью в страховой организации

Комплекс мероприятий по управлению дебиторской задолженностью в страховой компании следующий:

  • контроль состояния расчетов со страхователями-должниками;
  • контроль соотношения дебиторской и кредиторской задолженностей (значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости страхового бизнеса и требует дополнительно привлечения дорогостоящих источников финансирования);
  • использование предоставления скидок при долгосрочной оплате задолженности, оценка ее ликвидности, то есть оценка реальности возврата долгов страховщику.
Таблица 2. Сущность и приемы управления дебиторской задолженностью
Сущность управления дебиторской задолженностью Приемы, применяемые финансовыми менеджерами
Определение политики предоставления кредита и инкассации для различных групп страхователей.
Анализ покупателей страховых услуг в зависимости от величины страховой суммы, сроков страхования и др.
Контроль расчетов с дебиторами по отсроченной или просроченной задолженности.
Определение приемов ускорения востребования долгов и уменьшения безнадежных долгов.
Определение целевой продажи страховых продуктов, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств (страховых взносов).
Прогноз поступлений денежных средств от дебиторов на основе коэффициентов инкассации
Учет и оформление договоров страхования, сострахования и перестрахования, установление характера дебиторской задолженности.
Анализ задолженности по структуре страхового портфеля для выявления невыгодных с точки зрения инкассации договоров (страховых услуг).
Оценка реальной стоимости существующей дебиторской задолженности.
Контроль соотношения дебиторской и кредиторской задолженностей.
Определение конкретных размеров скидок при досрочной оплате.
Оценка возможности факторинга – продажи дебиторской задолженности

Литература:
  1. Бочаров В.В. Корпоративные финансы. - СПб.: Питер, 2008
  2. Никулина Н.Н. Финансовый менеджмент организации. Теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Менеджмент организации» / Н.Н. Никулина, Д.В. Суходоев, Н.Д. Эриашвили. - М.:,2009.
  3. Петровский С.В., Карымов П.А. Актуальные проблемы формирования и использования денежных потоков в страховых компаниях
Тэги: оборотные активы, дебиторская задолженность, страховая организация
Версия для печати
Похожие материалы:
Комментарии 0
avatar