Главная » Аналитика

Повышение эффективности финансовой службы

Система мотивации персонала с помощью kpi широко распространена в мировой практике. Кроме того, показатели эффективности помогают отслеживать успешность реализации стратегических целей компании. Но внедрение этой системы в финансовую службу должно быть индивидуализировано в зависимости от того, к кому будут применяться показатели эффективности: к топ-менеджменту или к рядовым сотрудникам.

Какие KPI необходимы для финансового директора?

От личности главного специалиста финансово-экономического отдела может зависеть как успех, так и провалы компании. Он отвечает за разработку бюджета, управление финансовыми рисками, составление отчетности о текущем состоянии предприятия, которая позже будет представлена руководству компании.

Чтобы понимать насколько хорошо финансовый директор справляется с возложенными на него функциями и насколько они совпадают со стратегическими целями компании, для него необходимо разработать kpi по каждому направлению деятельности. Показателями эффективности могут быть критерии представленные ниже.

1. Коэффициент текущей ликвидности.

Этот показатель отражает, насколько предприятие в состоянии рассчитаться по своим текущим обязательствам в течение года. Как рассчитать: оборотные активы, разделить на текущие обязательства. Применяя данную формулу можно соизмерить ликвидность предприятия и определить, способна ли компания справиться со своими текущими обязательствами. Коэффициент должен находиться где-то между 1,5 и 2,5. Если же соотношение опускается ниже 1, это значит что компания работает с убытком. Показатель выше 3 разумно применять, если для реализации плана компании будут привлечены денежные вливания.

2. Операционный денежный поток.

Определение этого показателя помогает контролировать финансовое состояние бизнеса. Показательное значение имеет сравнение операционного денежного потока с общим капиталом. Этот анализ позволяет узнать, имеет ли предприятие при текущей деятельности возможность вкладывать достаточно средств для поддержания бизнеса.

3. Отношение долга к собственному капиталу.

Этот показатель демонстрирует сколько средств тратиться на развитие бизнеса и насколько результативно задействованы инвестиции. Высокий коэффициент означает, что компания стимулирует свое развитие за счет накопления долга.

4. Расходы на финансовые функции.

Рассчитать коэффициент можно по формуле: разделить общую сумму расходов на доходы компании и умножить результат на 100.

Для расчета затрат учитывается заработная плата, льготы и другие операционные расходы. Показатель успешных компаний – 0,6% и меньше. Высоким коэффициент считается от 2%.

Использование показателей эффективности позволяет узнать, насколько результативны операции, проводимые компанией. Также, kpi позволяют финансовому директору определить возможность использования передовой практики для улучшения результатов.

Как правильно внедрить систему kpi для финансового директора?

Для начала необходимо определить ключевые kpi. Их оптимальное количество от 5 до 7. Не следует устанавливать большое количество показателей. Это никак не скажется на эффективной работе финансового директора, а наоборот может демотивировать его. Все показатели должны быть достижимыми, находиться на одном уровне с предприятиями такой же величины и сферы деятельности. Требование результатов оптимальнее всего устанавливать раз в год. Этого периода достаточно для того, чтобы определить, насколько его результаты деятельности влияют на развитие компании.

Сумма вознаграждения должна быть существенной. Если установить небольшую надбавку за выполнение установленных показателей, финансовый директор начнет уделять больше внимание текущим задачам, а к достижению стратегических целей компании отнесется без должного рвения. Поощрение руководителя финансового департамента должно составлять не менее 100% от его зарплаты.

Финансовый директор как центр формирования и внедрения системы kpi

Должность финансового директора позволяет быть не только объектом применения показателей эффективности. Он также сам может создать алгоритм мониторинга эффективности службы финансового менеджмента предприятия. Организация этого процесса происходит так: необходимо разбить общие стратегические цели компании на отдельные задачи и делегировать их выполнение сотрудникам отдела по направлениям. Внедрение такой системы позволяет ему:

  • измерять результат деятельности отдельных сотрудников планово-экономического отдела;
  • консолидировать отделы во время выполнения поставленных задач;
  • получать данные для оценки эффективности отдельных сотрудников, в том числе и для премирования.

Ключевые показатели kpi для планово-экономического отдела

Какими же могут быть показатели эффективной работы сотрудников финансового направления? Главное, чтобы они соответствовали полномочиям специалиста. Их удобнее всего распределять по функциональным отделам. Для каждого сотрудника определяется перечень задач и срок на их выполнение. Отдельно необходимо расписать допустимые отклонения от плана работ и как это влияет на бонусную составляющую оплаты труда. Специалист должен ориентироваться в поставленных перед ним задачах и условиях начисления премии. К примеру, kpi для бухгалтеров, можно разбить на блоки по проводимым операциям. Так, для такого сотрудника показательным будет количество проверок на предприятии и последующие штрафные санкции компании. Еще один показатель – сумма убытков, которая возникла в результате кассовых разрывов.

При составлении карты эффективности для финансовой службы важно учитывать специфику сферы деятельности предприятия, а также возложенные на него функциональные обязанности (так как в разных компаниях они могут отличаться).

Как увеличить эффективность финансовой службы? Кейс из практики

Эффективность финансовой службы компании можно повышать с помощью различных инструментов, таких как: kpi, планирование и регламентация деятельности. Но, перед использованием любого из них необходимо оценить профессиональный уровень специалистов. Результаты оценки помогут составить kpi, соответствующие навыкам персонала, планировать деятельность компании, а также устранить источники возможных и существующих проблем. Так, например, сделали клиенты Финансовой академии «Актив».

В академию обратилось руководство крупной финансово-промышленной компании энергетического сектора. Там заметили, что в 7 из 12 филиалов компании появились проблемы в работе отделов бухгалтерии, начали возникать сложности с контролирующими органами и штрафы от них. Чтобы выявить источник их появления Финансовая академия «Актив» использовала Finassessment – собственный сервис по подбору и оценке навыков финансовых специалистов.

С его помощью провели комплексное тестирование профессиональных навыков 12-ти главных бухгалтеров из филиалов компании-заказчика. Был обнаружен источник проблемы – низкая квалификация некоторых специалистов компании. Благодаря тестированию, компания уволила одного главного бухгалтера, а еще шестерых отправила на курсы дистанционного обучения МСФО в Финансовой академии «Актив». Реализация проекта заняла всего месяц, а в результате компания-заказчик:

  • смогла обойтись без проведения внутреннего аудита, для определения причин появления проблем с контролирующими органами;
  • определила слабых специалистов, а также специалистов, нуждающихся в повышении квалификации.

Показатели эффективности помогают отслеживать успешность реализации стратегических целей компании. Но внедрение этой системы в финансовую службу должно соответствовать обязанностям и квалификации специалистов.

Автор: Свириденко Е.Н., менеджер Финансовой академии «Актив»

Версия для печати
Похожие материалы:
Комментарии 0
avatar