Главная » Статьи » Инвестиционный анализ » Теория

Основные принципы фундаментального анализа

Фундаментальный анализ предполагает оценку множества факторов, оказывающих существенное влияние на хозяйственную и финансовую деятельность компании. Все они отражаются на рыночной стоимости акций:

  • общестрановая политическая обстановка;
  • эффективность управления компанией;
  • финансовое положение компании;
  • соблюдение прав акционеров; деятельность конкурентов и др.

Фундаментальный анализ (Fundamental analysis) – это группа методов прогнозирования биржевой (рыночной) стоимости компании, основанных на анализе финансовых и производственных показателей деятельности компании.

Для проведения фундаментального анализа сначала нужно собрать и обработать информацию, поскольку необходимо определить стоимость одной акции (произвести моделирование цены ценной бумаги). Следовательно, для осуществления фундаментального анализа необходима информационная открытость (прозрачность) экономики и доступ к данным компаний, иначе фундаментальный анализ будет неэффективным.

Процесс сбора информации представляет собой выделение и оценку каждого фактора, оказывающего воздействие на спрос и предложение ценных бумаг на рынке:

  • гибкость спроса и предложения;
  • состояние экономики государства;
  • внешних факторов, определяющих спрос и предложение конкретного актива: общий уровень цен и уровень цен на связанные активы; изменение валютного курса; политический климат.

Основными задачами фундаментального анализа являются [6]:

  1. поиск инвестиционных возможностей вложения средств в акции корпораций с максимально возможной доходностью и минимальным риском, т.е. фактически – определение инвестиционной привлекательности коммерческой организации (страны, региона, отрасли) по экономическим показателям;
  2. исследование ликвидности финансовых инструментов компании;
  3. определение степени их оценёности и их сравнение с показателями аналогичных ценных бумаг схожих компаний;
  4. расчет реальной стоимости самой инвестиционно привлекательной и недооцененной компании и сравнение ее с текущей рыночной капитализацией;
  5. определение уровня цен, при достижении которого вкладывать средства в ценные бумаги данной компании целесообразно.

Основные принципы фундаментального анализа:

  1. Степень влияния события. Более важные события имеют большее влияние на курс национальной валюты. В отличие от опубликования какого-нибудь макроэкономического показателя (индикатора), новость о произошедших наводнениях или терактах может вызвать более сильные колебания курса ценных бумаг.

  2. Длительность влияния. Каждое произошедшее событие вызывает определённую тенденцию, которая может длиться некоторое время. Прогнозируемые новости, например опубликование значений макроэкономических показателей (индикаторов) обычно вызывают во времени более продолжительный тренд в одном из направлений, нежели опубликование обычной новости.

  3. Принцип постоянства. Из-за данного принципа фундаментальный анализ обладает довольно высокой сложностью прогнозирования. Свежие новости регулярно выходят в свет, и при выходе новости одинаковой по влиянию, но противоположной по значению происходит изменение направления движения тренда. Данный принцип хорошо характеризуют экономические новости Греции. Ухудшение экономического положения страны толкают курс евро вниз, при этом одновременная публикация об очередном кредитном транше, выделенном Греции, приводят к росту курса евро по отношению к основным валютам.

При проведении сравнений используются финансовые и производственные показатели, помогающие проанализировать факторы, которые могут оказывать влияние (и влияют) на курсы финансовых инструментов, котируемых в биржевом и во внебиржевом обороте. Согласно основному постулату экономической теории цены активов на рынке складываются под влиянием спроса и предложения. Однако и спрос, и предложение сами находятся под влиянием большого числа различных факторов. Факторы, непосредственно влияющие на будущие значения спроса и предложения любого актива на рынке, называются курсообразующие. Например, курсообразующими факторами рынка акций являются [1]:

  1. Макроэкономические факторы: степень экономического роста; состояние рыночной конъюнктуры; динамика цен; инвестиционный спрос; потребительский спрос; внешняя торговля; валютный курс.

  2. Микроэкономические факторы: динамика прибыли компании; политика в области дивидендов; прогноз будущей рентабельности; уровень издержек; степень загруженности производственного аппарата (заказы); управленческое звено; сбытовые возможности.

  3. Факторы рынка капиталов: ликвидность инвестиций; процентная ставка для облигаций; доходность иностранных инвестиций; налогообложение.

  4. Факторы техника рынка: техника (купля-продажа) для поддержания курса; возможность получения контрольного пакета; спекуляции.

  5. Политические факторы: социальная политика; экологическая политика.

  6. Психологические факторы: оптимизм; слухи; эффект примера и пр.

Все эти (а также множество других) факторов указывают на многопараметричность функции стоимости ценных бумаг, что осложняет проведение фундаментального анализа фондового рынка. Поэтому аналитики рекомендуют до проведения анализа четко изъяснить конечный результат. Методология для двух основных вариантов оперирования на фондовом рынке различна:

  1. При желании торговать (работать) на фондовом рынке следует выбирать наиболее простые и эффективные способы определения целесообразности купли-продажи активов или перевода в них располагаемых денежных средств.

  2. При желании играть на фондовом рынке (т.е. получать только финансовый результат), основная цель проводимого анализа – прогнозирование будущего изменения курса с большой степенью вероятности и использование полученных результатов для максимизации прибыли.

В любом случае необходимо решить указанные выше задачи фундаментального анализа. Это происходит последовательно на соответствующих организационных этапах фундаментального анализа:

1 этап. Сначала выделяются наиболее предпочтительные для инвестирования страны, регионы, отрасли и компании (общеэкономический, или макроэкономический, анализ).

2 этап. Затем анализируется состояние ликвидности ценных бумаг выбранных компаний.

3 этап. Далее выявляются наиболее ликвидные акции, недооцененные по финансовым и производственным показателям.

4 этап. На наиболее трудоемком четвертом этапе проводится детальный анализ самых инвестиционно привлекательных компаний: исследуются перспективы их деятельности; выявляется их истинная стоимость.

Далее реальная стоимость компании сопоставляется с ее рыночной капитализацией (для определения прогнозируемой доходности инвестиций). Наконец, прогнозируемая доходность вложений сравнивается с альтернативными вариантами инвестирования. Полученный результат используется для расчета возможной доходности операций с акциями данной компании. На его основе можно сделать вывод о целесообразности вложения средств в определенные финансовые инструменты конкретной компании.

На каждом этапе фундаментального анализа используется разработанная непосредственно для него система собственных показателей. Показатели должны быть:

  1. характерными для объекта и отражать существенный аспект его деятельности;
  2. взаимосвязаны с другими показателями (при этом дополнять их, а не дублировать);
  3. сопоставимыми с аналогичными показателями сравнимых сегментов рынка;
  4. репрезентативными, базироваться на последовательно собранной информации (с помощью акцептованных учетно-статистических методов в течение определенного периода) и соответствовать иерархии.

Следует разграничивать показатели:

  • важнейшие, существенные и вспомогательные;
  • качественные и количественные;
  • обобщающие факторные и результативные.

Последовательность проведения фундаментального анализа на уровне коммерческой организации:

  1. сбор базовой информации (о собственниках компании, ее руководстве, видах деятельности, финансовой и правовой структуре, положении в отрасли, об учетной политике, о величине займов и об их обеспечении и т.п.);
  2. получение необходимых бухгалтерских (финансовых) отчетов (бухбаланса, отчета о финансовых результатах и движении денежных средств),  примечаний к ним, перевод отчетных форм в аналитическую форму (построение агрегированного баланса и т.п.), выявление завуалированных статей баланса (например, обязательств);
  3. сбор нефинансовых производственных показателей (износ мощностей, контрагенты компании, численность занятых и т.п.);
  4. анализ отдельных отчетов с использованием специальных методов обработки информации (например, нормализация данных) и интерпретация полученных результатов;
  5. расчет показателей, характеризующих динамику создания стоимости (свободного денежного потока, ROCE, WACC, спреда и индекса эффективности);
  6. построение финансовой модели компании и прогнозирование результатов деятельности компании с учетом ожидаемых изменений на рынке;
  7. расчет справедливой рыночной стоимости и сопоставление с текущими наблюдаемыми рыночными оценками.

Основополагающими подходами при проведении фундаментального анализа являются:

A Top-Down Approach To Investing – подход «сверху вниз»: начинается с макроэкономического анализа, затем следует анализ состояния отрасли, а потом переходят к микроэкономическому анализу (анализу состояния компании). Именно на основе полученной тенденции для экономики в целом инвестор выбирает подходящие отрасли, а затем – компании из этих отраслей, поскольку глобальная тенденция может отразиться на них благоприятно. В данном случае от общих условий, например конъюнктуры, исследователь переходит к индивидуальным деталям, например к особенностям отдельных компаний. Например, при низкой инфляции имеет смысл вложить средства в бумаги компаний сектора розничной торговли ввиду вероятного роста платежеспособного спроса населения. Затем следует ознакомиться с динамикой курсов ценных бумаг сетей универсальных магазинов или иных крупных компаний розничной торговли и выбрать наиболее подходящую.

Bottom-Up Investing – подход «снизу вверх»: действия в обратном направлении. Конкретные акции, показывающие нестандартные результаты, выбираются до начала изучения глобальных тенденций экономики. Компании – эмитенты акций оцениваются на основе специализированных отчетов, котировок или личного впечатления (знакомства) от услуг или продуктов данной компании. Основная идея данного подхода – отдельные компании могут показывать хорошие результаты, даже когда отрасль в целом находится в затруднительном положении. Особый класс инвесторов (Bottom Fishers) пытаются поймать момент, когда цены акций уже достигли дна, но еще не начали расти. В целом при использовании данного подхода вывод, сделанный на основе одной компании, распространяется на всю экономику.

Логичнее фундаментальный анализ начинать с исследования среды, в которой протекает деятельность компании. В рамках общеэкономического анализа, во-первых, рассматриваются конъюнктурные аспекты, во-вторых, исследуются монетарные факторы воздействия на движение акций. Развитие конъюнктуры оценивается при помощи множества называемых конъюнктурных индикаторов. Особое внимание уделяется индикаторам, позволяющим сделать заключение о перспективах развития (они называются «опережающие индикаторы», или «биржевые барометры»). Монетарные воздействия формируются под влиянием множества факторов нередко противоположной направленности. Прежде всего, это заметно на ликвидности, зависящей от размера денежной массы, динамики процента, валютных курсов, а также цен и уровня заработной платы.

Вслед за общеэкономическим анализом проводится исследование конкретных, выбранных заранее отраслей экономики, которые представляют определенный интерес. Фактически отраслевой анализ – переходный момент к анализу компаний, поскольку на этом этапе выявляются бесперспективные для дальнейшего рассмотрения отрасли. Однако это не означает, что в подобных отраслях совершенно отсутствует предприятие, способное привлечь к себе внимание, выделившись, например, своей специфической продукцией или гибкой структурой, требующей меньших издержек.

В рамках отраслевого анализа предпринимается попытка проанализировать влияние динамики процента, валютного курса, уровня заработной платы и т.п. на отдельные отрасли. Так, спад конъюнктуры на внешнем рынке отражается на отраслях с традиционно высокой долей экспорта сильнее, чем на отраслях, ориентирующихся на внутренний рынок. То же можно сказать и об отраслях, которые из-за ассортимента своей продукции быстрее реагируют на конъюнктурные воздействия, чем другие отрасли.

После выявления перспективных промышленных групп проводится исследование только выбранных компаний в сочетании с разработкой определенных балансовых и курсовых показателей. С помощью анализа отдельной компании и сопоставления курсов акций можно сделать предположение о вероятной тенденции курса отдельной акции.

Для повышения правильности и точности проводимого фундаментального анализа и наиболее пристального отслеживания ситуации фундаментальные факторы классифицируются. Различают следующие виды новостей[4]: ожидаемые; неожиданные; случайные.

В целом экономические новости относятся к ожидаемым. Иногда это действительно и для политических новостей. В частности, стратегия инвестирования в государственные российские облигации в 1996 г. определялась строго с учетом устойчивого расслоения рынка на облигации со сроком погашения во второй половине июня (до президентских выборов) и после них.

Сообщения о природных катаклизмах и событиях политического (природного) характера относятся к случайным и неожиданным новостям. Реже к ним можно причислить экономические события и новости, поскольку их последствия неоднозначны.

Отдельно стоят войны и иные силовые мероприятия. Например, война в Ираке привела к росту цен на нефть, что ослабило японскую иену и привело к росту курса российского рубля.

Особое место при проведении фундаментального анализа играет временной фактор. В зависимости от конкретного временного интервала данное событие может оказывать различное влияние на состояние рынка. Более того, одна и та же новость может изменить степень и направление своего влияния с течением времени.

Литература:

  1. Кравченко П.П. Как не проигрывать на финансовых рынках // М.: ИАУЦ НАУФОР, 1999. 208 с.
  2. Косорукова И.В., Секачев С.А., Шуклина М.А. Оценка стоимости ценных бумаг и бизнеса: учебное пособие / под ред. И.В. Косоруковой. М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011. 672 с.
  3. Найман Э.Л. Малая энциклопедия трейдера // М.: Альпина Паблишер, 2007. 400 с.
  4. Якимкин В.Н. Рынок Форекс - ваш путь к успеху // М.: Акмос-Медиа, 2001.
  5. Акопян С. Факторный биржевой анализ как один из важнейших инструментов при заключении сделок // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2014. №5. С. 21-25.
  6. Суверов С. Фундаментальный анализ на российском рынке. Обобщение опыта // Рынок ценных бумаг. 1999. №17. С. 21.
Тэги: фундаментальный анализ, акции
Версия для печати
Похожие материалы:
Комментарии 0
avatar