Главная » Статьи » Финансовый анализ » Методология финансового анализа

Принципы организации финансового анализа

Для проведения финансового анализа применяется широкий спектр видов, методов и приемов анализа: структурный, структурно-динамический, трендовый (перспективный), межхозяйственный анализ; коэффициентный анализ; факторный анализ с использованием методов цепных подстановок, интегрального, корреляционного, регрессионного и экспоненциального анализа, а также такие распространенные приемы, как aбсолютное cравнение достигнутых уровней, расчет абсолютных и относительных отклонений «долевого участия», детализация показателей на его сопоставляющие, группировка, дисконтирование и др.

Анализ финансового состояния базируется на следующих принципиальных основах:

  1. Подходы к проведению анализа: изучение финансовой отчетности, чтение баланса, проведение экспресс-анализа.

  2. Методы: горизонтальный, вертикальный, трендовый, сравнительный, анализ относительных показателей.

  3. Определение критериев оценки – зависят от целей проведения анализа.

  4. Способы и методы оценки финансовых результатов: на основе предшествующей работы для объективного анализа применяется метод дисконтированной стоимости; для определения количественной или качественной оценки может использоваться метод экспертных оценок.

Следует различать типы моделей финансового анализа. К важнейшим из них относятся дискриптивные, предикативные и нормативные модели.

Дискриптивные модели являются основными. Они построены на использовании бухгалтерской отчетности и пояснительных записок к ней. И носят описательный характер. Эти модель включает в себя:

1. Горизонтальный (временный) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;

2. Bертикальный (структурный) анализ – определение структуры финансовых показателей;

3. Tрендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, то есть основной тенденции динамики показателя, очищенного от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов;

4. Aнализ относительных показателей (финансовых коэффициентов) – расчет числовых отношений различных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;

5. Cравнительный анализ, который делится на:

    • внутрихозяйственный – сравнение основных показателей предприятия и дочерних предприятий;
    • межхозяйственный – сравнение показателей предприятия с показателями конкурентов.

Предикативные модели представляют собой модели-прогнозы финансового отчета, построенные на данных динамического анализа или исходя из экспертных прогнозных оценок будущего финансового развития предприятия.

Нормативные модели применяются в основном при проведении внутреннего финансового анализа, позволяют сравнивать фактические результаты деятельности компании с законодательно установленными, средними по отрасли или внутренними нормативами предприятия. Модель предполагает установление нормативов по каждому показателю и анализ отклонений фактических данных от нормативов.

Содержание финансового анализа во многом определяется тем, кто является пользователем информации, и какова сфера его экономических интересов в оценке различных сторон и аспектов финансовой деятельности коммерческий организации.

Список литературы:
  1. Анализ финансовой отчетности: Учебник / Под ред. М.А. Вахрушиной, Н.С. Пласковой - М.: Вузовский учебник, 2009.
  2. БарнгольцС.Б., Мельник М.В. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта. М.: Финансы и статистика, 2003.
  3. Ефимова О.В., Мельник М.В. Анализ финансовой отчетности. М.: Бухгалтерский учет, 2004.
Тэги: методы анализа, финансовый анализ
Версия для печати
Похожие материалы:
Комментарии 0
avatar