Главная » Статьи » Финансовый анализ » Методология финансового анализа |
Анализ рентабельности как инструмент управления прибылью
Анализ рентабельности организации предоставляет информацию как о внешнем окружении – о развитии в прошлом и будущих перспективах отрасли в целом и конкурентах, о ситуации на рынках сбыта и закупок, так и о внутренних возможностях предприятия, служит инструментом принятия решений в каждом блоке управления (планирование, организация, координирование, учет и контроль, мотивация). Анализ рентабельности необходим для:
Для обеспечения основных принципов анализа рентабельности – системности и комплексности, экономичности, нацеленности на решение проблем – перед его проведением формируют систему аналитических показателей. В систему включают минимально необходимое и достаточное количество взаимосвязанных аналитических показателей, среди которых:
Приемы и методы анализа подробно описаны в специальной литературе. В рамках управления прибылью целесообразно использовать приемы следующих видов анализа:
При этом распространенный в учебной практике факторный анализ прибыли в форме оценки влияния на прибыль изменения отпускных цен, цен на материалы и тарифов на услуги, изменений в объеме товаров, экономии от снижения себестоимости (структурные сдвиги) и прочего характеризуется громоздкостью расчетов, поэтому следует самостоятельно оценивать целесообразность таких расчетов для принятия управленческих решений. Цель проведения анализа рентабельности – не техническое совершенство, а выявление сфер разногласий. Количественные методы анализа всегда требуют качественной проверки полученных выводов опытными специалистами-экспертами. Анализ проводится для постановки проблемы и подготовки управленческих решений. Анализ рентабельности осуществляется в следующей последовательности:
Приведем пример анализа рентабельности по данным отчетности как инструмент управления прибылью: По отчетности российского предприятия, выпускающего химическую продукцию, проанализируем динамику прибыли и структуру доходов и расходов. Результаты расчета аналитических показателей представлены в таблице №1. Таблица №1. Динамика показателей, %
Во втором году валовая прибыль возросла на 37,7% по сравнению с предыдущим периодом, опередив рост выручки (22,3%), что свидетельствует об эффективном использовании ресурсов. Об экономии коммерческих и управленческих расходов говорит рост прибыли от продаж на 53,4%, превышающий увеличение валовой прибыли. Незначительно отличается динамика прибыли от продаж, операционной и прибыли до налогообложения. А более низкий темп роста чистой прибыли (прибыли после налогообложения) говорит об увеличении налогового бремени и требует анализа учетной политики компании. Тенденция изменения показателей сохраняется и в следующем периоде (таблица №2). Таблица №2. Состав и структура доходов и расходов в третьем году
Расходы составляют 86% доходов, в составе доходов выручка превышает 80%, а на долю себестоимости приходится 58,3% общей суммы расходов. Финансовые менеджеры в процессе принятия решений используют данные финансового анализа – анализа данных, представленных в бухгалтерской отчетности. К сожалению, отчетность российских организаций используется для различных непрофильных целей: расчета налогов, контроля за хозяйственной деятельностью, определения имущественных прав и обязательств юридических лиц и т.п. Вплоть до настоящего времени она не может быть использована по своему прямому назначению – для принятия экономических решений, так как не показывает реального финансового положения и реальных итогов деятельности организаций. Возрастание роли финансовых менеджеров в управлении фирмой не означает самодостаточности финансового анализа – интерпретация его результатов, принятие результативных управленческих решений возможны лишь в тесном сотрудничестве с менеджерами-производственниками. Для выработки действенных управленческих решений необходимо результаты финансового анализа рассматривать во взаимосвязи с анализом рынка, управленческим учетом и управленческим анализом. В свою очередь, руководители и ведущие специалисты должны иметь представление о том, как деятельность их подразделений влияет на финансовые параметры, и быть, соответственно, мотивированными в улучшении этих параметров. Сравним динамику выручки, чистой прибыли и прибыли до налогообложения «энергетических дочек» Газпрома (таблица №3).
Сравнение темпа роста выручки Мосэнерго (114,2%) с динамикой производства тепловой и электроэнергии (106,0% и 97,0% соответственно) показывает, что в значительной степени рост выручки обеспечен ростом цен и тарифов, а не какими-то особыми усилиями менеджмента. При этом то, обстоятельство, что чистая прибыль снизилась в 4,1 раза при увеличении EBITDA на 87%, явно свидетельствует о просчетах в учетной политике и финансовой деятельности. Автор: Е.Станиславчик, К. э. н., доцент
Московская бизнес-школа |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тэги: |
- Что такое финансовый анализ
- Анализ сегментной отчетности организации
- Деловая активность предприятия
- Кредитный скоринг
- Нормативная и законодательная база для проведения анализа финансового состояния организации