Главная » Аналитика

Сбалансированная система финансовых показателей

Проблема отсутствия достоверной и оперативной информации существует для каждой второй российской компании.

Все больше сложностей и с интерпретацией полученной информации – инструментарий финансового анализа за последние 100 с лишним лет вырос до неимоверных размеров. В практике используется 1-3 методики, найденные методом проб и ошибок. Однако случается, что сигналы этих методик вступают во внутреннее противоречие. Когда же руководитель предприятия пробует увязать стратегию компании с имеющимися финансовыми и нефинансовыми показателями, то возникает вопрос: каким образом это сделать?

При разработке новой системы управления необходимо первостепенное внимание уделить финансовой информации, потому что именно она является базой для всех дальнейших «наслоений», будь то инструменты оперативного или стратегического управления. Без достоверной и однозначно трактуемой финансовой информации нельзя построить систему управления.

В результате изучения различных концепций финансового анализа были выделены наиболее востребованные и универсальные концепции. Это концепции ROI (Return On Investment), ROE (Return on Common Equity) и концепция финансового рычага.

Дизайн системы был обусловлен исходной информацией для выбранных показателей. Здесь мы видим комбинации четырех ключевых величин: активов предприятия, собственного капитала, оборота и чистой прибыли. Таким образом, все эти показатели уложились в строгую геометрическую фигуру – треугольник. Исходя из назначения, было предложено название «финансовый треугольник» контроллинга.

Рисунок «Финансовый треугольник» контроллинга
Финансовый треугольник контроллинга

В этом треугольнике финансовых показателей каждая величина связана с другой отдельной линией, т. е. представляет собой сбалансированную систему финансовых показателей. Эти линии показывают взаимосвязь каждой из этих величин. Отношение чистой прибыли к активам, собственному капиталу и обороту есть следующие коэффициенты рентабельности:

  1. ROS (Return on Sales) – чистая рентабельность оборота, или, другими словами, рентабельность продаж.

  2. ROA (Return on Assets) – чистая рентабельность активов. Важно, чтобы рентабельность активов была не меньше средней процентной ставки банка по доходности при передаче денежных средств в управление.

  3. ROE (Return on Common Equity) – чистая рентабельность собственного капитала. Данный показатель представляет интерес, прежде всего, для акционеров и владельцев предприятия, т.к. отражает эффективность их вложений.

Во взаимосвязи оборота с активами и собственным капиталом формируются показатели оборачиваемости. Имея положительное значение рентабельности продаж, еще нельзя говорить о деловой активности предприятия, если оборачиваемость активов и собственного капитала находится на достаточно низком уровне. Оборачиваемость активов и собственного капитала характеризует эффективность использования имущества предприятия и капитала акционеров. Отношение активов к собственному капиталу формирует еще один интересный показатель – финансовый рычаг. Эта величина очень чутко реагирует на множество факторов, таких как рентабельность продаж, сроки вовлечения кредитных средств в процесс производства, ставки банков, методы отнесения выплат процентов за кредит на себестоимость или на прибыль, условия страхования кредитов и многое другое.

Таким образом, в «финансовом треугольнике» контроллинга соединены показатели, представляющие интересы различных групп, участвующих в управлении предприятием. Общая картина деятельности предприятия, представленная на рисунке, показывает, насколько взаимосвязаны интересы этих групп. Получается, что для успешного ведения бизнеса должен сохраняться определенный баланс. Столкновение интересов различных групп может быть урегулировано путем достижения компромисса в рамках предложенной модели.

Декомпозиция показателей – частей «финансового треугольника» контроллинга – позволяет управлять всеми сферами деятельности компании. На практике наиболее значимым является наложение «финансового треугольника» контроллинга на имеющуюся организационную структуру предприятия. Для этого на ее базе строится финансовая структура предприятия, где посредством декомпозиции финансового результата ответственность за различные статьи доходов и расходов делегируется центрам финансовой ответственности. Таким образом, за каждым центром финансовой ответственности будет закреплен определенный показатель, являющийся элементом декомпозиции показателей «верхнего уровня».

Универсальность «финансового треугольника» контроллинга позволяет применять его во многих отраслях экономики. Наведение порядка в финансах компании, выстраивание четкой и понятной цепочки показателей, наличие однозначных связей позволяют компании получить необходимое преимущество, залог устойчивого развития в перспективе.

Автор: М.В. Бибнев Аспирант Нижегородского Государственного технического университета
Источник: Журнал «Финансы», 10/2006

Версия для печати
Похожие материалы:
Комментарии 0
avatar