Главная » Аналитика

Кассовый разрыв: дамоклов меч или рабочая ситуация финансового директора?

Основные причины приводящие к кассовым разрывам на предприятии являются полное отсутствие или неэффективность процесса планирования в краткосрочном и среднесрочном периоде движения денежных средств на предприятии, либо непродуманные (импульсивные «под настроение») и малоэффективные мероприятия по их устранению.

Кассовый разрыв – это временно возникающий у предприятия недостаток денежных средств, достаточных для своевременного и полного финансирования наступивших расходов. Кассовый разрыв возникает в случае когда сроки поступления денежных средств на предприятие не совпадают со сроками платежей.

Прогнозирование кассовых разрывов начинается при ежемесячном планировании потоков поступлений денежных средств и выплат при этом составляется платежный календарь предприятия, в последующем составляются среднесрочные планы предприятия.

Эффективность от планирования потоков денежных средств зависит от состояния планирования в целом на предприятии. В случае если планы всех подразделений носят формальный характер, контроль за соблюдением планов отсутствует вовсе или формален, то планы, составленные только лишь финансовой службой выполняться не будет. Зачастую после подписания директором такого плана, где так заманчиво красуется прибыль и солидный остаток на расчетном счете на конец периода начинают поступать разного рода внеплановые, но крайне «срочные» и «важные» заявки и счета на оплату услуг и материалов которых и близко не было в плане. Это начисто ломает план и при определенной слабине финансового директора к усилению кассового разрыва. Если функция планирования на предприятии поставлена достаточно хорошо, то финансовый директор будет избавлен не только от необходимости рассматривать вал незапланированных выплат и отбиваться от них, но и заранее может предвидеть время и период кассового разрыва и заранее принять все необходимые меры для его устранения.

Поэтому только после того как на предприятии налажены и стабильно работают процедуры, необходимые для составления достоверных, обоснованных и взаимоувязанных планов, можно проводить анализ платежеспособности предприятия в планируемом периоде.

При решении проблемы кассового разрыва, финансовые директора часто делают одни и те же ошибки:

  1. Берут краткосрочные кредиты, при этом ощутимых результатов от их использования в краткосрочном периоде ощущаются слабо , кроме начисленных процентов которые и так увеличивают суммы выплат. Такая стратегия приносит успех только если у предприятия имеется четкий план развития на длительный срок и во время выполнения данного плана не произойдет следующего экономического кризиса.
  2. При предоплате реализацию товара проводят с большими скидками. Скидки зачастую малообоснованны и бывают столь велики, что не покрывают даже части прямых затрат. В итоге, чем больше объем реализации у предприятия, тем больше нехватка средств.
  3. Начинают просто не оплачивать счета мелким фирмам за выполненные услуги и поставленные товары (за не очень большие суммы с крупными предприятиями судиться будет долго, дорого и выйдет себе дороже).
  4. Оплачивать реально необходимые основные материалы и ПКИ по остаточному принципу в конце периода, что ведет к неритмичности выпуска продукции.
  5. Стараются задержать выплату заработной платы или её части (и оправдание стандартное – кризис).
  6. Продают доли своего капитала более крупным компаниям.

Остроты проблемы кассовых разрывов можно избежать, если в начале на стадии планирования затратить усилия на проработку вопросов дальнейшего развития. Разработать мероприятия которые позволят ускорить поступление денежных средств и позволят замедлить их выплату. Существуют следующие инструменты для ускорения поступления денежных средств это переход на полную или частичную предоплату продукции покупателями, пересмотреть в сторону сокращения сроки предоставления им товарного кредита, увеличения ценовых скидок при предоплате (в разумных пределах, разумеется). Усилить меры для взыскания просроченной дебиторской задолженности, активнее использовать учет векселей, схемы с использованием переводных векселей, факторинг и другие финансовые инструменты, привлечения кредитов банка. Сложной, но реальной возможностью является пересмотр ассортимента выпускаемой продукции и оказываемых услуг на каждом предприятии, (даже небольшой фирме) возможен выпуск дополнительной продукции и оказание дополнительно услуг без капитальных вложений.

Замедление выплаты денежных средств возможно за счет приобретения основных фондов на условиях лизинга (если нет возможности перенести покупки такого рода на более благоприятный период), переоформления краткосрочных кредитов в долгосрочные, провести по договоренности с поставщиками увеличения срока предоставления предприятию товарного кредита.

Кассовый разрыв влияет абсолютно на все аспекты деятельности предприятия. Поэтому в процессе разработки мер направленных на ликвидацию кассовых разрывов необходимо производить корректировку всех взаимоувязанных статей бюджета движения денежных средств (БДДС) и бюджета доходов и расходов (БДР), а соответственно и бюджетов более низкого уровня (бюджеты подразделений). И директор предприятия должен утверждать бюджет предприятия только после того, как были внесены корректирующие изменения.

Ведение фактического платежного календаря и сравнение с запланированным позволяет ежедневно осуществлять контроль и оперативно принимать решения по проведению всех исходящих платежей предприятия, производить как лимитируемые плановые платежи, так и срочные внеплановые, но реально необходимые платежи, поддерживая свою платежеспособность на высоком уровне.

Грамотно спланированный платежный календарь при должном уровне финансовой дисциплине позволяет также грамотно распоряжаться временно свободными денежными средствами от основной деятельности в финансовой деятельности и получать максимальный результат от использования временно свободных денежных активов предприятия.

Версия для печати
Похожие материалы:
Комментарии 1
avatar
1 Bubbi • 08:43, 30.12.2011
I'll try to put this to good use immdeaitely.
avatar