Главная » Аналитика

EVA как инструмент управления стоимостью строительного предприятия

В настоящее время строительная отрасль является одной из наиболее проблемных отраслей в России, так как кризисная ситуация оказала крайне негативное воздействие на финансовое состояние строительных компаний в связи с тем, что инвесторы стали, отдавать предпочтение более доходным объектам вложения средств. Достижение состояния устойчивого развития системы строительного предприятия может быть зачастую через инструменты финансового менеджмента по увеличение стоимости фирмы. В таких условиях эффективность функционирования строительного предприятия определяется способностью его менеджмента вовремя увидеть и принять правильные решения, позволяющие максимально адаптироваться к всевозможным последствиям – к влиянию внешней среды.

Анализ внешней и внутренней среды начинается с определения основных элементов внешнего и внутреннего окружения организации. Общую схему анализа среды строительного предприятия можно увидеть на рисунке №1.

В настоящее время всё более популярными инструментами стратегического планирования являются система сбалансированных показателей (BSC) и концепция экономической добавленной стоимости (EVA).

Анализ среды предприятия

Рисунок 1. Анализ среды предприятия

Показатель EVA (Economic Value Added) нашел широкое применение в странах Евросоюза и США как стоимостной критерий оценки эффективности управления. В большинстве случаев использование EVA – первый шаг к внедрению системы постоянных улучшений и последующему применению современных управленческих инструментов.

EVA сочетает в себе простоту и возможность оценки стоимостных показателей компании для прогнозирования успешности бизнеса в долгосрочной перспективе. Основная идея и экономический смысл показателя EVA заключается в том, что капитал компании должен работать с такой эффективностью, чтобы обеспечить норму доходности, требуемую инвестором, акционером или другим собственником на вложенный капитал.

Целью управления стоимостью компании на основе показателя EVA является создание такой стоимости компании для инвестора, когда операционная прибыль превышает средневзвешенную стоимость использованного капитала в денежном выражении. Другими словами, добавленная стоимость возникает в том случае, если рентабельность активов компании превышает средневзвешенные затраты на капитал.

Экономическая добавленная стоимость складывается из двух основных компонентов:

  1. размера бухгалтерской чистой прибыли после уплаты налогов, скорректированной в соответствии с данной методикой;
  2. стоимости совокупного капитала компании (собственного и заемного).

Основное отличие показателя EVA от традиционных показателей деятельности компании состоит в том, что EVA использует в своей основе принцип экономической прибыли. Суть данного принципа заключается в учете затрат на привлечение как заемного, так и собственного капитала. Разница между показателями рентабельности капитала и затратами на капитал, называемая спрэдом доходности, дает возможность судить об относительной эффективности использования капитала, то есть определять, насколько эффективно используется капитал в компании по сравнению с альтернативными вариантами инвестиций. В результате этого оценка деятельности фирмы проводится с позиций ее альтернативных издержек: упущенной выгоды, утраченной в альтернативных вариантах вложения капитала компании из-за ограниченности ее ресурсов. Корректная аналитическая модель компании должна предусматривать упущенную выгоду как неявный компонент расходов, не получивший отражения в показателе бухгалтерской прибыли.

Показатель EVA используется для оценки деятельности всей компании, поэтому он и должен учитывать все его активы и все доходы, независимо от того, к основной деятельности они относятся или нет.

Многолетний западный и уже наработанный отечественный опыт доказали, что компании, сосредоточенные на прибыли за данный год или на обеспечении рентабельности, страдают близорукостью. А ведь правильный выбор критерия деятельности оказывает большое влияние на принимаемые решения. Очевидно, что собственнику далеко не безразлично, как приумножается вложенный им в предприятие капитал. Известно, что инвесторы вкладывают деньги не в активы, а в свои будущие доходы. Им важно, как увеличивается "цена" бизнеса, то есть стоимость приходящейся им доли в конкретном предприятии.

Новые цели компании нужно привязывать к каждому уровню управления. Для этого общая цель увеличения стоимости должна быть детализирована на основе выявления основных факторов стоимости. Например, для сервисной службы она будет сведена к нормативу обслуживания потребителей, а для производственного подразделения - к нормативной длительности оборота товарно-материальных запасов и удельным затратам на производство.

Таким образом, глобальная стратегия максимизации стоимости может быть превращена в ветвистое дерево целей и показателей стоимостного управления по всем уровням организации.

Рассмотренный подход создаёт комплексную базу для принятия управленческих решений на основе единого показателя – экономической добавленной стоимости. Поскольку EVA является интегрированным финансовым показателем, который рассчитывается на основе строгой аналитической модели, это даёт возможность осуществлять его декомпозицию, выполнять построение дерева целей и распределять ответственность за достижение результатов между конкретными подразделениями, менеджерами, сотрудниками.

Литература:

  1. Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент: учеб. М. : Эксмо, 2009. 768 с.
  2. Янгель Д. Модель EVA: ориентация на стоимость // Консультант. 2005. №23. С. 54-57.
  3. Крылов В. Управление стоимостью бизнеса группы компаний // Управление компанией. 2005. №7. С. 40-45: ил.

Автор: Н.Ю. Жуковская, преподаватель Дальневосточного государственного университета путей сообщения (г. Хабаровск)
Источник: Вестник СГУТиКД. 2011. № 3(17)

Версия для печати
Похожие материалы:
Комментарии 0
avatar