Главная » Статьи » Операционный анализ » Теория

Цели и возможности операционного анализа

Для выработки широкого круга управленческих решений достаточно регулярно используется так называемый операционный анализ, это один из результативных методов для оперативного и стратегического планирования и управления эффективностью деятельности предприятия.

Операционный анализ – один из наиболее эффективных способов, позволяющий анализировать влияние структуры затрат и выручки на рентабельность продукции и в конечном счете на эффективность деятельности предприятия. Он позволяет путем моделирования отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными и постоянными затратами, ценой продукции и объемом производства.

Эффективность его определяется тем, что такой анализ сводит воедино маркетинговые исследования, учет затрат, финансовый анализ и производственное планирование (А. Браун «Операционный анализ как подход к ценообразованию»).

Ключевыми элементами операционного анализа служат: операционный рычаг, порог рентабельности и запас финансовой прочности предприятия.

Операционный анализ – неотъемлемая часть управленческого учета, в отличие от внешнего финансового анализа, результаты операционного (внутреннего) анализа, как правило, составляют коммерческую тайну компании.

Целью операционного анализа является отслеживание зависимости финансовых результатов бизнеса от затрат и объемов реализации продукции.

Основной задачей операционного анализа является получение ответов на важные вопросы, которые возникают у предпринимателей на всех этапах денежного обращения, например:

  1. Сколько необходимо иметь в наличии капитала предприятию?
  2. Каким образом мобилизировать эти средства?
  3. До какой степени можно доводить финансовый риск, используя эффект финансового рычага?
  4. Что дешевле: приобретение или аренда недвижимости?
  5. До какой степени можно наращивать силу операционного рычага, маневрируя переменными и постоянными затратами, изменяя тем самым уровень предпринимательского риска, связанного с деятельностью предприятия?
  6. Стоит ли продавать продукцию по ценам ниже себестоимости?
  7. Производить ли больше того или иного продукта?
  8. Как отразится на прибыли изменение объема реализации?

Операционный анализ служит для ответа на важнейшие вопросы, возникающие перед финансистами предприятия на всех четырех основных этапах его денежного оборота:

I этап: Сколько наличного капитала требуется предприятию? Каким образом можно мобилизовать эти средства? До какой степени можно доводить финансовый риск, используя эффект финансового рычага?

II этап: Что важнее для предприятия на данном этапе его деятельности: высокая рентабельность или высокая ликвидность? До какой степени можно увеличивать или снижать силу операционного рычага, маневрируя переменными и постоянными издержками, и изменять тем самым уровень предпринимательского риска, связанного с предприятием? Что дешевле: приобретение или аренда недвижимости? Следует ли продавать продукцию ниже ее себестоимости? Какого продукта производить больше: А или Б? Как отзовется на прибыли эффект изменения объема производства и сбыта?

III этап: Каким должен быть оптимальный уровень товара, чтобы удовлетворять клиентов, но не связывать при этом слишком много оборотных средств? Какова оптимальная величина получаемого предприятием краткосрочного кредита, позволяющая обеспечивать и стимулировать продажу товара в рассрочку, при одновременном снижении вероятности возникновения безнадежных долгов и минимизации средств, отвлекаемых дебиторской задолженностью?

IV этап: Какую часть прибыли распределять в качестве дивидендов? Какая часть нарабатываемого экономического эффекта уходит на погашение долгов и процентов по ним? Не чрезмерный ли это груз для предприятия? Каким образом можно снизить суммы выплачиваемых налогов?

Тэги: операционный анализ, управленческий анализ
Версия для печати
Похожие материалы:
Комментарии 0
avatar