Главная » Статьи » Финансовый анализ » Финансовые коэффициенты (международный подход) |
MVA. Рыночная добавленная стоимость (Market Value Added)
Главная цель большинства компаний – максимально увеличивать благосостояние акционеров. Эта цель отвечает интересам последних, ее достижение гарантирует, что ограниченные финансовые ресурсы распределяются эффективно. Благосостояние акционеров максимально увеличивается при увеличении разницы между рыночной стоимостью акций фирмы и балансовой стоимостью собственного капитала. Эта разница называется рыночной добавленной стоимостью, MVA (Market Value Added), рассчитываемая по следующей формуле:
Иногда рыночная добавленная стоимость определяется как общая рыночная (капитализированная) стоимость компании минус совокупный капитал, предоставленный инвесторами. Для большинства компаний общий капитал, предоставленный инвесторами, является суммой обыкновенных акций, задолженности и привилегированных акций. Можно вычислить объем предоставленного инвесторами капитала непосредственно по данным финансовой отчетности. Общая капитализированная стоимость компании – это сумма рыночной стоимости обыкновенного собственного капитала, задолженности и привилегированных акций. Рыночную стоимость собственных акций определить просто, поскольку цены на акции известны. Однако установить рыночную стоимость задолженности обычно сложнее из-за ее неликвидности. На практике многие аналитики используют оценку долга, отражаемую в финансовых отчетах фирмы, т.е. балансовую стоимость задолженности в качестве оценки ее рыночной стоимости. По-видимому, MVA – самый очевидный критерий создания стоимости, рассматривающий в качестве последней рыночную капитализацию и рыночную стоимость долгов компании. Следовательно, Market Value Added можно определить как разницу между рыночной ценой капитала и инвестированным в компанию капиталом:
Следует учитывать, что в балансовую оценку совокупного капитала должны быть внесены поправки для устранения искажений, вызванных методами учета и некоторыми учетными принципами. С точки зрения теории корпоративных финансов MVA отражает дисконтированную стоимость всех настоящих и будущих инвестиций. Джеймс Бримсон и Джон Антонс отмечают, что в качестве меры стоимости, созданной коммерческой организацией, в последнее время активно используются такие показатели стоимости, как экономическая добавленная стоимость и рыночная добавленная стоимость. По их мнению, стоимость создается в результате выполнения следующих задач: приобретения или роста рыночной доли, увеличения темпов роста продаж, увеличения нормы прибыли, сокращения издержек, сокращения налоговых платежей в денежной форме, увеличения оборачиваемости активов, уменьшения стоимости капитала [2]. Пример расчета рыночной добавленной стоимости компанииЦена за одну акцию составляла 23 руб. в 2012 году против 26 руб. в 2011 году. Средневзвешенная стоимость капитала компании, которая представляет собой процентное отношение стоимости капитала после налогообложения, составляет 10,8% в 2011 г. и 11,0% в 2012 г., а ставка налога – 20%. Более низкая цена акций и более высокая балансовая стоимость собственного капитала в 2012г. снижают рыночную добавленную стоимость. В 2012г. рыночная добавленная стоимость все еще положительна, но разница между рыночной добавленной стоимостью 2011 и 2012 гг. (420 - 183 = 237 млн. руб.) означает уменьшение стоимости ценных бумаг в течение этого периода. Рыночная и экономическая добавленная стоимости компании, млн. руб.
Чем выше значение MVA, тем лучше. Высокое значение рыночной добавленной стоимости показывает, что компания создала существенную ценность для акционеров. Отрицательный же показатель означает, что ценность действий и инвестиционных решений менеджмента ниже, чем ценность капитала, инвестированного в компанию рынками капитала. Это означает, что ценность была разрушена. Как отмечалось выше, показатель, лежащий в основе системы управления стоимостью, должен не только отражать стоимость компании, но и показывать эффективность принятия решений на всех уровнях иерархии, а также служить инструментом мотивации. Рассматриваемый показатель (MVA) не отвечает данным требованиям, так как на рыночную капитализацию оказывают влияние многие факторы, часть из которых неподконтрольна менеджменту компании. Более того, если результаты работы компании будут оцениваться по данному показателю и мотивационные схемы будут также привязаны к нему, то это может привести к тому, что руководство будет принимать решения, оказывающие краткосрочное влияние на курсовую стоимость акций, но разрушающие стоимость в долгосрочной перспективе (например, программы сокращения затрат за счет масштабного сокращения бюджета научно-исследовательских разработок). Но, как известно, одной из основных целей системы управления стоимостью является координация и мотивация принятия решений, ведущих к созданию долгосрочных конкурентных преимуществ, так как стоимость компании определяется суммой будущих денежных потоков. Литература:
|
|||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
Тэги: |
- CVA. Денежная добавленная стоимость (Cash Value Added)
- NOPLAT. Посленалоговая операционная прибыль
- Activity Ratios, Efficiency Ratios (Показатели оборачиваемости, коэффициенты деловой активности)
- Зарубежные стандарты финансовых показателей
- ROS. Коэффициент рентабельности продаж (Return On Sales)