» » »

Сущность и значение маржинального анализа

Маржинальный анализ (marginal analysis) – анализ себестоимости продукции или услуг, эффективности принимаемых решений с применением метода калькуляции по прямым затратам. Основной особенностью системы международных стандартов является раздельный учет постоянных и переменных затрат по видам изделий и в целом по предприятию. Анализ прибыли предприятия, базирующийся на делении совокупных затрат на производство и реализацию продукции на переменные и постоянные с выделением маржинального дохода (валовой маржи), называется маржинальным анализом или анализом безубыточности или содействия доходу, или CVP-анализом.

Маржа покрытия – это выручка минус переменные издержки. Маржа покрытия на единицу продукции представляет собой разность между ценой и удельными переменными затратами. Она включает в себя постоянные затраты и прибыль.

Система раздельного учета переменных и постоянных затрат имеет в международной практике финансового менеджмента такие названия, как: система директ-костинг, система управления себестоимостью. Важно отметить, что по существу данная система является не просто системой учета, но представляет собой органический синтез учетных, аналитических и управленческих процедур.

Вместе с тем такой подход решает задачу проведения перспективного (прогнозного) анализа, результатом которого является разработка вариантов получения прибыли. Это дает возможность получить больший эффект, чем поиск неиспользованных резервов в ходе проведения ретроспективного анализа финансовых результатов.

Важнейшей частью анализа на основе системы директ-костинг выступает изучение взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли. Для проведения такого анализа предварительно оговариваются определенные ограничивающие условия, перечисленные ниже:

  • известной является величина переменных затрат на единицу изделия и общих постоянных затрат;
  • диапазон объема производства и реализации (деловой активности) предприятия установлен на основе его производственной мощности и спроса на выпускаемую им продукцию, чему соответствуют величина потребляемых в процессе производства ресурсов и система организации производства;
  • количество произведенной продукции равно количеству реализованной продукции;
  • ассортимент продукции для предприятий, выпускающих и реализующих несколько видов продукции, не изменяется;
  • цена за единицу готовой продукции и цены потребляемых производственных ресурсов не изменяются за анализируемый период.
Маржинальный анализ (анализ безубыточности) позволяет:
  • более точно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли и на этой основе более эффективно управлять процессом формирования и прогнозирования ее величины;
  • определить критический уровень объема продаж (порога рентабельности), постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов, при котором финансовый результат будет равен нулю;
  • установить зону безопасности (зону безубыточности) предприятия;
  • исчислить необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли;
  • обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей и др. с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.

Сформулируем основные недостатки CVP-анализа:

  • метод критической точки не может окончательно решить вопрос об отнесении косвенных затрат на себестоимость изготавливаемой продукции. Это относится к части косвенных затрат, являющихся переменными. В данном случае возникает все та же проблема распределения косвенных издержек на производство и сбыт каждого вида товара;
  • не всегда легко, на практике, разделить затраты на переменные и постоянные;
  • на изменение маржинального дохода могут влиять стоимость приобретенных средств производства, эффективность их использования, цены реализации.

Проведение маржинального анализа, основанного на соотношении «затраты – объем – прибыль», требует соблюдения ряда условий, таких, как:

  • необходимость деления издержек на две части – переменные и постоянные;
  • переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции;
  • постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного (значимого) объема производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию;
  • тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются.
Тэги: безубыточность, CVP-анализ, маржинальный анализ, маржа
Версия для печати
Похожие материалы:
Комментарии 0
avatar