Главная » Статьи » Операционный анализ » Теория |
Основные показатели операционного анализа
Операционный анализ, известный также как анализ «затраты-объем-прибыль» (cost-volume-profit, или СVР-анализ) – это аналитический подход к изучению взаимосвязи между издержками и прибылью при различных уровнях объема производства. СVР-анализ, по мнению Лихачевой О.И., рассматривает изменение прибыли как функцию от следующих факторов: переменных и постоянных затрат, цены продукции (работ, услуг), объема и ассортимента реализованной продукции. Гаврилова А.Н. выделяет следующие основные показатели операционного анализа: точка безубыточности (порог рентабельности); определение целевого объема продаж; запас финансовой прочности; анализ ассортиментной политики; операционный рычаг. Цель операционного анализа – установить, что произойдет с финансовыми результатами, если изменить объем производства. Эта информация имеет существенное значение для финансового менеджера, поскольку знание указанной зависимости позволяет определить критичные уровни выпуска продукции, например, установить уровень, когда предприятие не имеет прибыли и не несет убытки (находится в точке безубыточности). Технологию операционного анализа, в целом, можно представить в виде следующей схемы:СVР - анализ позволяет:
Операционный анализ – не только теоретический метод, но и инструмент, которым предприятия широко пользуются на практике для принятия управленческих решений. Экономическая модель операционного анализа, показывает теоретическую зависимость между совокупными доходами (выручкой), затратами и прибылью, с одной стороны, и объемом производства – с другой.При интерпретации данных операционного анализа необходимо знать о важных допущениях, на которых основан данный анализ:
Поскольку перечисленные допущения модели СVР-анализа не всегда выполнимы на практике, результаты анализа безубыточности в некоторой степени условны. Поэтому полная формализация процедуры расчета оптимального объема и структуры продаж на практике невозможна, и очень многое зависит от интуиции работников и руководителей экономических служб, основанной на собственном опыте. Для определения приблизительного объема продаж по каждому изделию используют формальный (математический) аппарат, а затем полученную величину корректируют с учетом других факторов (долгосрочная стратегия предприятия, ограничения по производственным мощностям и тому подобное). Литература:
|
|
|
|
Тэги: |
- Расчет маржинального дохода
- Использование маржинального анализа в принятии управленческих решений
- Производственно-финансовый леверидж
- Цели и возможности операционного анализа
- Метод таргет-костинг калькулирования себестоимости