» » »

Пример применения таргет-костинга для достижения целевого сокращения затрат

Как мы знаем, таргет-костинг наиболее целесообразен для компаний, стратегия развития которых предусматривает снижение издержек.

Произведем вычисления, необходимые для достижения целевого сокращения затрат на примере.

Исследуем производство вина белого полусладкого «Мускатное», вина красного сухого и шампанского игристого. Исходные данные приведены в нижеследующей таблице.

Показатель Вино «Мускатное» Вино красное сухое Шампанское игристое
Планируемый объем продаж, дкл 4 000,0 5 000,0 2 000,0
Прибыль, % 40,0 25,0 15,0
Цена продаж, руб. 1 220,0 1 140,0 1 170,0
Сметная себестоимость, руб. 880,0 920,0 1 020,0

Целевая себестоимость единицы продукции, определенная по таргет-костингу, по видам продукции рассчитана следующим образом:

  • вино «Мускатное» - 732 руб. (1220 - 1220*40%);

  • вино красное сухое - 855 руб. (1140 - 1140*25%);

  • шампанское игристое - 995 руб. (1170 - 1170*15%).

Расчет показателей целевой себестоимости единицы продукции (таргет-костинг)

Показатель Вино «Мускатное» Вино красное сухое Шампанское игристое
Целевая себестоимость, руб. 732,0 855,0 994,5
Расхождение между целевой и сметной себестоимостью, % 16,8% 7,1% 2,5%
Расхождение в расчете на объем производства, руб. 592 000,0 325 000,0 51 000,0

Таким образом, расхождение между сметной и целевой себестоимостью составит:

  • по продукции вино «Мускатное» - 16,8% (880-732)/880*100%. В расчете на объем производства - 592 тыс. руб.;

  • по продукции вино красное сухое - 7,1% (920-855)/920*100%. В расчете на объем производства - 325 тыс. руб.;

  • по продукции «Шампанское игристое» - 2,5% (1020-995)/1020*100%. В расчете на объем производства - 50 тыс. руб.

Отсюда следует что, предприятие может начинать производство игристого шампанского, так как отклонение целевой себестоимости от плановой себестоимости не превышает 5%.

Но как тогда поступить с производством вина «Мускатное» и вина красного сухого? С точки зрения организации бизнеса японскими предприятиями следует отказаться от этих производств.

Однако, если предположить, что компания сократит желаемый процент прибыли по вину «Мускатное» до 31%, то целевая себестоимость составит 841,8 руб. за 1 дкл (1220 - 1220 x 31%), расхождение между целевой и плановой себестоимостью – 4,3%. Для вина красного сухого придется уменьшить прибыль до 23%. Тогда целевая себестоимость составит 877,8 руб. за 1 дкл (1140 - 1140 x 23%), расхождение между целевой и плановой себестоимостью – 4,6%. В рассматриваемом примере неизменной остается цена продаж, так как она определяется не только внутренними факторами (себестоимостью, величиной прибыли, закладываемой в нее), но и внешними.

К внешним факторам в первую очередь относится ценовая политика, проводимая другими предприятиями. Завышая цену по сравнению с ценой конкурентов, предприятие рискует потерять своих покупателей. И в случае с вином «Мускатное» и вином красным сухим, используя таргет-костинг, предприятие получит максимальный процент прибыли при заданной целевой себестоимости, поддерживая ценовую конкуренцию с другими аналогичными предприятиями. Процент прибыли будет меньше, чем хотелось бы компании, но риск недополучения прибыли будет ниже, чем в случае принятия решения о сохранении желаемого уровня прибыли и увеличения розничной цены.

Расчет показателей целевой себестоимости единицы продукции (таргет-костинг) в .xls

Список литературы:
  1. Катков Ю.Н., Никитина С.В. «Таргет-костинг» и «кайзен-костинг» в оптимизации затрат и калькулировании себестоимости продукции АПК // Бухучет в сельском хозяйстве. 2011. №8.
Тэги: таргет-костинг, себестоимость
Версия для печати
Похожие материалы:
Комментарии 0
avatar