Главная » Статьи » Инвестиционный анализ » Анализ инвестиционного проекта

Анализ инвестиционной привлекательности розничной торговли

Основным для розничной продажи является точка продаж, поэтому при анализе инвестиционной привлекательности на предприятиях именно розничной торговли необходимо уделить большое внимание торговому месту. Первое, на что следует обратить должное внимание, – это на место расположения. Оно не должно быть удалено от лидирующих точек продаж. Удобный подход, подъезд, место парковки, близость к остановкам общественного транспорта также будут влиять на объем продаж.

Методологический этап оценки инвестиционной привлекательности предприятия розничной торговли представляет собой объединение всех данных по группам показателей. Вначале проводится исследование финансового положения предприятия на основе финансовой отчетности, включающей в себя:

Анализ структуры баланса и имущественного положения предприятия

Анализ и планирование рентабельности

Анализ и планирование финансовой устойчивости

Анализ и планирование ликвидности и платежеспособности

Комплексный анализ инвестиционной привлекательности организации розничной торговли

Анализ структуры баланса и имущественного положения предприятия

Анализ производится на основе сравнительного аналитического баланса, который включает в себя и вертикальный, и горизонтальный анализ. Структура стоимости имущества дает общее представление о финансовом состоянии предприятия, она показывает долю каждого элемента в активах и соотношение заемных и собственных средств, покрывающих их в пассивах. Сопоставляя структурные изменения в активе и пассиве, можно сделать вывод о том, через какие источники в основном поступали новые средства и в какие активы эти новые средства вложены.

Анализ и планирование рентабельности

Рентабельность – это относительный показатель, определяющий уровень доходности. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы как организации в целом, так и доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.).

Рентабельность реализации продукции (Рп) показывает общее состояние дел организации и рассчитывается по формуле:

Рп = Пп/В х 100

Где, Пп - прибыль от продаж; В - выручка от реализации.

Рентабельность затрат (Рз) показывает, сколько прибыли приходится на 1 руб. затрат:

Рз = Пн/С х 100

Где, Пн - прибыль до налогообложения; С - полная себестоимость проданного товара.

Результат получаем в процентном отношении. Этот расчет может производиться на весь товар, на каждую группу товаров или на один определенный товар.

Рентабельности организации инвесторы придают большое значение. Для получения более точной информации о рентабельности необходимо рассчитать следующие показатели: рентабельность собственного капитала; рентабельность основного капитала; рентабельность реализации продукции; рентабельность затрат; окупаемость основного капитала; окупаемость собственного капитала.

Рентабельность собственного капитала (Рск) показывает эффективность использования собственных вложенных средств и рассчитывается в процентном соотношении.

Рск = П/СКср х 100

Где, П - чистая прибыль, СКср - средняя величина собственного капитала.

Рентабельность основного капитала (Рок) показывает эффективность использования основных средств предприятия. Результат определяется в процентах.

Рок = П/К х 100

Где, К - основной капитал.

Окупаемость собственного капитала (СКо) показывает, в течение какого времени возместятся собственные средства, вложенные в капитал. Коэффициент указывается в годах и рассчитывается по формуле:

СКо = СКср/П х 100

Окупаемость основного капитала (Ко) показывает за сколько лет окупятся вложения в капитал организации.

Ко = Кср/П х 100

Где, Кср - среднегодовая сумма основного капитала.

Анализ и планирование финансовой устойчивости

Финансовая устойчивость представляет собой возможность предприятия в перспективе обеспечить себя необходимыми средствами для выполнения производственного плана. При анализе финансовой устойчивости рассматривается зависимость предприятия от заемного капитала.

Устойчивым финансовое положение может считаться, когда все показатели в норме. Критическим считается положение, когда показатели ниже нормы, а в функционирующем капитале преобладают заемные средства. Неустойчивым финансовое положение является, когда собственный капитал равен или незначительно превышает заемные средства.

Общепризнанными показателями финансовой устойчивости являются:

Анализ и планирование ликвидности и платежеспособности

Ликвидность – это способность предприятия выполнять свои краткосрочные (текущие) обязательства за счет своих текущих (оборотных) активов или способность ликвидировать (погасить) задолженность имеющимися средствами.

По данным бухгалтерской (финансовой) отчетности можно рассчитать возможность предприятия покрыть свои обязательства на ближайший срок имеющимися денежными средствами (коэффициент абсолютной ликвидности) и способность обеспечить текущими средствами краткосрочные обязательства (коэффициент покрытия). Когда быстрореализуемые активы равны или превышают сумму текущих обязательств, коэффициент быстрой ликвидности равен или больше 1, что является нормальным показателем.

Платежеспособность играет важную роль в финансовом состоянии предприятия и в привлекательности его для инвесторов. Под платежеспособностью баланса понимается возможность организации расплатиться имеющимися денежными средствами и их эквивалентами на конец отчетного года с задолженностями, образовавшимися в конце этого же года.

Принято группировать активы по времени их превращения в денежные средства, а пассивы – по срокам выплат задолженностей (см. пример)

Наименование показателя Доля по нормативу Определение Формула
Коэффициент автономии > 0,60 Собственные средства в общем капитале СК/К
Коэффициент финансовой устойчивости > 1,2 Доля привлеченного капитала в собственном СК/ПК
Коэффициент финансовой зависимости < 0,80 Заемный капитал в соотношении с собственным капиталом ЗК/СК
Где, СК - собственный капитал; К - общий капитал; ПК - привлеченный капитал; ЗК - заемный капитал.

Комплексный анализ инвестиционной привлекательности организации

При анализе показателей необходимо учитывать динамику улучшения или ухудшения коэффициентов за ряд лет. Это поможет более целостно оценить устойчивость состояния. Для инвестиционных вложений следует изучить конкурентную среду предприятия и показатель предприятий-конкурентов.

Экономические показатели для инвестора являются основными, но для полного анализа и снижения рисков также важен комплексный анализ инвестиционной привлекательности организации. Для этого рассматриваются следующие аспекты: привлекательность продукции предприятия, кадровая, инновационная, финансовая, территориальная и социальная привлекательность, инвестиционный риск.

Оценка привлекательности продукции коммерческого предприятия заключается в конкурентоспособности товара. Конкурентоспособность товара – это способность продукции быть привлекательной по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения благодаря лучшему соответствию своих характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам.

Товар, предлагаемый организацией, должен быть надлежащего качества, сертифицирован (если требует сертификации), соответствовать не только российским, но и международным стандартам, быть удобным, соответствовать требованиям современных взглядов на продукцию и т.д.

Любая коммерческая организация должна вовремя проводить диверсификацию производства, т.е. организация будет привлекательна для инвестора, если она:

  • расширяет ассортимент продукции;
  • может вовремя переориентироваться в области сбыта;
  • осваивает новые направления в продукции и в продаже.

Наличие постоянных покупателей (постоянного рынка сбыта) является надежным показателем высокой конкурентоспособности.

Основным показателем при оценке привлекательности является цена. Естественно, что цена на товар должна быть конкурентоспособной не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Также необходимо, чтобы регулярно проводился мониторинг цен в регионе на аналогичные товары и на товары-заменители. Обобщающий показатель привлекательности продукции (Опп) для потребителя рассчитывается по формуле:

Опп = Сп/Пр

Где, Сп - спрос на продукцию; Пр - предложение.

Кадровая привлекательность предприятия заключается в деловых качествах управляющего звена компании, в профессионализме работников, потенциале, желании и стремлении к получению общего положительного результата всего персонала организации.

Кп = (Кпр - Кув)/Чср

Где, Кп - коэффициент кадровой привлекательности; Кпр - принятые кадры; Кув - уволенные; Чср - среднесписочная численность персонала.

Предприятие должно быть технически развито. Необходимо, чтобы происходило инвестирование в производство, своевременно должна проводиться диверсификация. Эти факторы будут отражаться на инновационной привлекательности (ИП).

ИП = Фн/П

Где, Фн - фонд накопления.

Для увеличения клиентской базы ключевым фактором для предприятия розничной торговли является месторасположение. Для клиентов других регионов она должна находиться недалеко от основных магистралей. Для территориальной привлекательности важно, чтобы место продажи было в центре города и не удалено от лидирующих точек продаж (магазинов, рынков, гипермаркетов и т.д.). Удобное место стоянки как для покупателей, так и для поставки грузов положительно отразится на территориальной привлекательности.

Финансовое положение – наиболее важный фактор для принятия положительного инвестиционного решения. Он основывается на анализе документации, финансовых результатов и выводов из анализа. Обобщающим коэффициентом финансовой привлекательности будет являться рентабельность активов.

Расчет на максимальную прибыль при вложении средств делает каждый инвестор. Но нельзя не учитывать возможных рисков. Все критерии инвестиционной привлекательности имеют не только планируемый показатель, превышение которого указывает на привлекательность розничного магазина по данному критерию, но и степень риска. Если показатель приближается к порогу нормального риска, инвестор может отказаться от вклада в предприятие розничной торговли. Фактический показатель кадровой привлекательности не должен быть отрицательным или равным нулю. Финансовая привлекательность по планируемому показателю должна быть больше 0,15. Необходимо, чтобы все работники были социально защищены на 100%.

При анализе инвестиционной привлекательности на предприятиях розничной торговли уделяется особое внимание конкурентоспособности организации, которая может зависеть не только от уровня цен, но и качества обслуживания. Именно в розничных точках продаж продавцы напрямую общаются с покупателями, поэтому каждый продавец должен быть квалифицированным и подготовленным к работе с покупателем.

Изучая работу предприятия розничной торговли, инвестору необходимо обратить внимание на два аспекта – внутренний и внешний.

Что касается внутреннего аспекта, то необходимо изучить систему оплаты работы, бонусы, дополнительные стимулирующие выплаты, возможность карьерного роста, взаимоотношения в коллективе для работников организации, т.е. те факторы, которые напрямую отражаются на удовлетворенности рабочим местом.

Внешний аспект подразумевает вид торговой организации глазами покупателя. Для этого необходимо присутствовать при процессе продажи и анализировать удовлетворенность клиентов обслуживанием. Наиболее действенным при анализе обслуживания будет посещение магазинов в роли тайного покупателя.

Важна для покупателя возможность проверки товара, примерки или пробы. Расчет пластиковыми картами также относится к современным методам продаж. Любое усовершенствование обслуживания и продажи будет увеличивать привлекательность магазина для покупателей и, как следствие, для инвесторов.

Тэги: инвестиционная, рентабельность, розница, инвестиционный анализ
Версия для печати
Похожие материалы:
Комментарии 0
avatar