» » »

Анализа рентабельности как инструмент управления прибылью

Анализ рентабельности организации предоставляет информацию как о внешнем окружении – о развитии в прошлом и будущих перспективах отрасли в целом и конкурентах, о ситуации на рынках сбыта и закупок, так и о внутренних возможностях предприятия, служит инструментом принятия решений в каждом блоке управления (планирование, организация, координирование, учет и контроль, мотивация). Анализ рентабельности необходим для:

  • повышения обоснованности планирования и жесткости нормативов управления;

  • обеспечения эффективной и бесперебойной организации деятельности;

  • своевременности координирования как реакции на внешние и внутренние изменения;

  • оценки достоверности учета и оперативности контроля;

  • мотивации работников к достижению поставленных целей.

Для обеспечения основных принципов анализа рентабельности – системности и комплексности, экономичности, нацеленности на решение проблем – перед его проведением формируют систему аналитических показателей. В систему включают минимально необходимое и достаточное количество взаимосвязанных аналитических показателей, среди которых:

  • натуральные и стоимостные;
  • абсолютные и относительные;
  • средние и удельные;
  • конечные и частные;
  • количественные и качественные характеристики.

Приемы и методы анализа подробно описаны в специальной литературе. В рамках управления прибылью целесообразно использовать приемы следующих видов анализа:

При этом распространенный в учебной практике факторный анализ прибыли в форме оценки влияния на прибыль изменения отпускных цен, цен на материалы и тарифов на услуги, изменений в объеме товаров, экономии от снижения себестоимости (структурные сдвиги) и прочего характеризуется громоздкостью расчетов, поэтому следует самостоятельно оценивать целесообразность таких расчетов для принятия управленческих решений.

Цель проведения анализа рентабельности – не техническое совершенство, а выявление сфер разногласий. Количественные методы анализа всегда требуют качественной проверки полученных выводов опытными специалистами-экспертами. Анализ проводится для постановки проблемы и подготовки управленческих решений. Анализ рентабельности осуществляется в следующей последовательности:

  1. Определение целей анализа.

  2. Сбор информации.

  3. Обработка информации с целью обеспечения достоверности и сопоставимости данных.

  4. Формирование системы аналитических показателей.

  5. Разработка алгоритма проведения анализа.

  6. Расчет показателей, составление аналитических таблиц, схем, диаграмм.

  7. Сравнение рассчитанных показателей с плановыми величинами, с нормативами, со среднеотраслевыми данными.

  8. Определение факторов, влияющих на показатели.

  9. Построение факторных моделей, анализ взаимосвязи и взаимозависимости показателей, факторов.

  10. Постановка проблемы – обобщение результатов анализа, выводы, рекомендации для принятия управленческих решений.

Приведем пример анализа рентабельности по данным отчетности как инструмент управления прибылью: По отчетности российского предприятия, выпускающего химическую продукцию, проанализируем динамику прибыли и структуру доходов и расходов. Результаты расчета аналитических показателей представлены в таблице №1.

Таблица №1. Динамика показателей, %
Темп роста Второй год к первому Первый год ко второму
Выручки 122,3 165,2
Валовой прибыли 137,7 157,8
Прибыли от продаж 153,4 181,9
Операционной прибыли 151,8 184,8
Прибыли до налогообложения 151,9 208,2
Прибыли после налогообложения 136,3 222,9

Во втором году валовая прибыль возросла на 37,7% по сравнению с предыдущим периодом, опередив рост выручки (22,3%), что свидетельствует об эффективном использовании ресурсов. Об экономии коммерческих и управленческих расходов говорит рост прибыли от продаж на 53,4%, превышающий увеличение валовой прибыли. Незначительно отличается динамика прибыли от продаж, операционной и прибыли до налогообложения. А более низкий темп роста чистой прибыли (прибыли после налогообложения) говорит об увеличении налогового бремени и требует анализа учетной политики компании.

Тенденция изменения показателей сохраняется и в следующем периоде (таблица №2).

Таблица №2. Состав и структура доходов и расходов в третьем году
Показатели Доходы Расходы
млн. руб. удельный
вес, %
млн. руб. удельный
вес, %
Выручка от продаж 11 788 80,9%
Себестоимость 7 337 58,3%
Коммерческие расходы 439 3,5%
Управленческие расходы 968 7,7%
Доходы от участия в других организациях 11 0,1%
Прочие операционные доходы 2 665 18,3%
Прочие операционные расходы 2 624 20,9%
Прочие внереализационные доходы 100 0,7%
Прочие внереализационные расходы 531 4,2%
Отложенные налоговые активы 5 0,0%
Отложенные налоговые обязательства 29 0,2%
Налог на прибыль (позиция условно отнесена к расходам) 658 5,2%
Всего, доходы и расходы 14 568 100,0% 12 586 100,0%
Прибыль после налогов (сальдо доходов и расходов), млн. руб. 1 982

Расходы составляют 86% доходов, в составе доходов выручка превышает 80%, а на долю себестоимости приходится 58,3% общей суммы расходов.

Финансовые менеджеры в процессе принятия решений используют данные финансового анализа – анализа данных, представленных в бухгалтерской отчетности. К сожалению, отчетность российских организаций используется для различных непрофильных целей: расчета налогов, контроля за хозяйственной деятельностью, определения имущественных прав и обязательств юридических лиц и т.п. Вплоть до настоящего времени она не может быть использована по своему прямому назначению – для принятия экономических решений, так как не показывает реального финансового положения и реальных итогов деятельности организаций.

Возрастание роли финансовых менеджеров в управлении фирмой не означает самодостаточности финансового анализа – интерпретация его результатов, принятие результативных управленческих решений возможны лишь в тесном сотрудничестве с менеджерами-производственниками. Для выработки действенных управленческих решений необходимо результаты финансового анализа рассматривать во взаимосвязи с анализом рынка, управленческим учетом и управленческим анализом. В свою очередь, руководители и ведущие специалисты должны иметь представление о том, как деятельность их подразделений влияет на финансовые параметры, и быть, соответственно, мотивированными в улучшении этих параметров.

Сравним динамику выручки, чистой прибыли и прибыли до налогообложения «энергетических дочек» Газпрома (таблица №3).

Мосэнерго 2008г. 2009г. Темп
роста, %
Производство электроэнергии, млрд./кВт.ч. 64,3 62,4 97,0
Производство теплоэнергии, млн. Гкал. 61,7 65,4 106,0
Выручка, млн. долл. 3 227,0 3 685,0 114,2
EBITDA, млн. долл. 284,0 531,0 187,0
Чистая прибыль (убыток), млн. долл. 70,0 17,0 24,3
Источник: «Ведомости», 8 февраля 2010г., №21

Сравнение темпа роста выручки Мосэнерго (114,2%) с динамикой производства тепловой и электроэнергии (106,0% и 97,0% соответственно) показывает, что в значительной степени рост выручки обеспечен ростом цен и тарифов, а не какими-то особыми усилиями менеджмента. При этом то, обстоятельство, что чистая прибыль снизилась в 4,1 раза при увеличении EBITDA на 87%, явно свидетельствует о просчетах в учетной политике и финансовой деятельности.

Автор: Е.Станиславчик, К. э. н., доцент Московская бизнес-школа
«Финансовая газета», 2010, №49

Тэги: рентабельность, EBITDA, прибыль, виды анализа
Версия для печати
Похожие материалы:
Комментарии 0
avatar