Главная » Статьи » Финансовый анализ » Методология финансового анализа

Анализ сегментной отчетности организации

Анализ и оценка прибыли организации требуют, чтобы она была разбита на отдельные слагаемые, которые имеют сходные характеристики изменчивости, потенциала роста и риска, кроме того, прогнозирование прибыли требует формирования дополнительной информации о подразделениях и изделиях, ее формирующих, т.е. нужно больше детализированной информации о различных сегментах бизнеса компании.

С учетом названных обстоятельств для оценки рисков и будущих экономических выгод, а также перспектив развития диверсифицированных организаций пользователям финансовой отчетности помимо информации, содержащейся в формах бухгалтерской отчетности, необходимы дифференцированные данные, раскрывающие финансовые результаты деятельности по ее отдельным направлениям.

В российском учете порядок формирования сегментарной отчетности регламентируется Положением по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010). В МСФО используется IFRS 8 «Операционные сегменты».

Детализируя финансовую отчетность по сегментам, компания раскрывает информацию относительно различных типов товаров и услуг, производимых ею, и различных географических районов, в которых она работает, с тем чтобы помочь пользователям финансовых отчетов:

  • лучше понять показатели работы компании в предыдущих периодах;
  • точнее оценить риски и прибыли компании;
  • принимать более обоснованные решения относительно компании в целом и ее отдельных подразделений.

Сегментация информации означает детализацию, разбивку информации, представленной в финансовой отчетности: по различным типам товаров и услуг (хозяйственным сегментам); по различным географическим регионам, в которых работает компания (географическим сегментам).

Факторы, учитываемые компаниями при выделении хозяйственных и географических сегментов, представлены на рис. 1. Если большинство из перечисленных на рисунке факторов идентично для группы товаров (услуг), такие товары (услуги) выделяются в самостоятельный сегмент.

Факторы, учитываемые при выделении хозяйственных и географических сегментов
Рисунок 1. Факторы, учитываемые при выделении хозяйственных и географических сегментов

Отметим что, географическая сегментация может осуществляться двумя методами исходя из места расположения активов или клиентов.

В сегментной отчетности раскрывается информация о доходах, расходах, активах, обязательствах и результатах сегмента.

Для иллюстрации методики анализа данных сегментной отчетности компании рассмотрим пример такого анализа.

Автор: Вахрушина М.А., д. э. н., профессор, заведующая кафедрой бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности Всероссийский заочный финансово-экономический институт
Источник: Международный бухгалтерский учет, 2011 №7, 8
Тэги: сегментная отчетность, МСФО
Версия для печати
Похожие материалы:
Комментарии 0
avatar