» » »

Система показателей для финансового анализа

Финансовое положение и финансовое состояние часто рассматриваются соответственно как часть и целое [3], включающие не только констатацию величин отдельных показателей, но и их общую оценку. На основе этой оценки раскрывается способность хозяйствующего субъекта к саморазвитию, выявляются резервы и возможности использования финансовых ресурсов [5], возможности фирмы (как партнера по бизнесу, объекта инвестирования капитала, налогоплательщика) [3]. Таким образом, понятие финансового состояния предполагает характеристику потенциала развития компании.

Принцип комплексного подхода требует от круга показателей финансового состояния хозяйствующего субъекта исчерпывающего охвата множества явлений и процессов, которые в совокупности характеризуют наличие, структуру и использование финансовых ресурсов. Эти явления и процессы представляют интерес прежде всего в разрезе экстенсивных (масштаб, достаточность, абсолютная отдача – прибыль) и интенсивных (скорость движения, относительная отдача – рентабельность) признаков. Логика формирования показателей финансового состояния хозяйствующего субъекта от первичной фиксации релевантных данных, оказывающих на него влияние, до сложных оценочных характеристик отражена на нижеприведенном рисунке.

Система показателей финансового состояния предприятия
Рисунок 1. Система показателей финансового состояния предприятия

Экзогенный уровень предполагает организацию сбора и предварительной подготовки информации с учетом ее релевантности по отношению к возможному влиянию на изменение финансового состояния хозяйствующего субъекта.

На эндогенном уровне [6] формируются показатели, дающие представление о ресурсном и функциональном аспектах финансового состояния хозяйствующего субъекта. По отношению к финансовым ресурсам эти два аспекта конкретизируются в оценках их наличия и использования. Внутри каждого аспекта выделяются экстенсивные и интенсивные характеристики. Все это органически сочетается с таким важным для заинтересованных пользователей понятием, как финансовый потенциал, показывающий возможности прироста прибыли, финансового и физического капитала хозяйствующего субъекта при интегральной оценке его финансового состояния. Необходимый и достаточный круг показателей, раскрывающих данный потенциал, включает объем финансовых ресурсов, скорость их приростного возвращения из оборота и рентабельность этого оборота.

Соблюдение принципа «от общего к частному» в наиболее общем виде предполагает некую последовательность осуществления анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта, по крайней мере, в виде двух основных этапов [2, 3]. Как правило, пользователей сначала интересует крупный план. Поэтому в первую очередь осуществляется ознакомительный экспресс-анализ финансового состояния для обобщенной оценки и обоснования необходимости конкретных направлений углубления дальнейших расчетов. На данном этапе определяется потребность в дополнительной информации, доступной в ответах на запросы бухгалтерии и другим службам предприятия, его контрагентам, кредиторам, инвесторам, органам статистики и налоговым органам, аудиторским организациям и др. Большое значение имеет также нацеливание методологии управленческого учета на формирование информационной базы анализа, обеспечивающей необходимую степень детализации в дальнейшей оценке финансового состояния.

Показатели финансового состояния предприятия разделяются на две основные категории: объемные и относительные. Последние, называются финансовыми коэффициентами (financial ratios) или финансовыми показателями.

Финансовые показатели характеризуют пропорции между различными статьями отчетности. Достоинствами финансовых коэффициентов являются простота расчетов и элиминирования влияния инфляции.

Различные показатели находятся в связи друг с другом и отражают взгляд только с одной из нескольких возможных точек зрения на предприятие. Поэтому говорят о системе финансовых показателей. Среди объемных показателей деятельности предприятия используются:

  1. Валюта баланса.
  2. Собственный или оплаченный уставный капитал предприятия.
  3. Чистые активы предприятия.
  4. Объем продаж (выручка от реализации) за период.
  5. Объем прибыли за период.
  6. Денежный поток за период.
  7. Структура денежного потока по видам деятельности.

Финансовые коэффициенты разделяются на несколько групп:

  1. Коэффициенты платежеспособности (ликвидности).
  2. Коэффициенты прибыльности.
  3. Коэффициенты оборачиваемости.
  4. Коэффициенты финансовой устойчивости.
  5. Коэффициенты рентабельности.
  6. Коэффициенты эффективности труда.

Показатели прибыльности и рентабельности рассматриваются по отдельности. Это связано с тем, что в первом случае анализируется эффективность текущей (основной) деятельности предприятия, то есть сопоставляются доходы и затраты, связанные с их получением. Во втором случае речь идет об эффективности использования капитала (активов) в целом.

Финансовые коэффициенты не улавливают различий в методах бухгалтерского учёта, не отражают качества составляющих компонентов. Наконец, они имеют статичный характер. Необходимо понимать ограничения, которые накладывают их использование, и относятся к ним как к инструменту анализа.

В свою очередь со стороны государства (исполнения налоговых обязательств предприятием) важен ответ на вопрос способно ли предприятие к уплате налогов. Поэтому с точки зрения налоговых органов финансовое положение характеризуется следующими показателями:

  • балансовая прибыль;
  • рентабельность активов = балансовая прибыль в процентах к стоимости активов;
  • рентабельность реализации = балансовая прибыль в процентах к выручке от реализации;
  • балансовая прибыль на 1 рубль средств на оплату труда.

Для получения целостной оценки предприятия различные объемные показатели и финансовые коэффициенты объединяются (с учетом веса и значимости каждого из них) в комплексные (составные) показатели финансового состояния.

Список литературы:
  1. Анализ финансовой отчетности: Учеб. пособие / Под ред. О.В. Ефимовой, М.В. Мельник. М.: ОМЕГА-Л, 2006.
  2. Ендовицкий Д.А., Бабичева Н.Э. Методологические основы экономического анализа развития организации // Экономический анализ: теория и практика. 4/2012.
  3. Жулега И.А. Методология анализа финансового состояния предприятия: Монография. СПб: ГУАП, 2006.
  4. Любушин Н.П., Бабичева Н.Э. Финансовый анализ: Учебник. М.: Эксмо, 2010.
  5. Пястолов С.М. Экономический анализ деятельности предприятий. М.: Академический проект, 2002.
  6. Фомин В.П. Анализ сбалансированности показателей развития предприятия. Самара: Содружество, 2008.
Тэги: коэффициент, финансовое состояние, методология
Версия для печати
Похожие материалы:
Комментарии 0
avatar