Главная » Статьи » Финансовый анализ » Источники аналитической информации

Основные требования, предъявляемые к информационному обеспечению финансового анализа

Основной базой финансового анализа являются финансовые отчеты, представляемые предприятиями и организациями внешним пользователям, включая инвесторов.

Система показателей об имущественном и финансовом положении, а также финансовых результатах деятельности хозяйствующего субъекта за отчетный период представлена в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Финансовая отчетность – это законодательно установленные документы, отражающие активы, реальное имущество компании, источники их формирования. Отчетность является информационной базой для принятия решений финансового характера.

В соответствии со статьей 13 третьей главы 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» все организации «...обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учёта бухгалтерскую отчётность. Бухгалтерская отчётность организаций, за исключением отчётности бюджетных организаций, состоит из: бухгалтерского баланса; отчёта о прибылях и убытках; приложений к ним, предусмотренных нормативными актами; аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчётности, если она в соответствии и Федеральным законом подлежит обязательному аудиту; пояснительной записки».

В том же Законе отмечено, что пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчётности должна содержать существенную информацию об организации, её финансовом положении, сопоставимости данных за отчётный период и предшествующий ему году и т.д.

Основное требование к информации, представленной в отчетности заключается в том, чтобы она была полезной для внешних и внутренних пользователей, т. е. чтобы эту информацию можно было использовать для принятия обоснованных деловых решений. Чтобы быть полезной, информация должна отвечать соответствующим критериям:

Для того чтобы данные отчетности могли использоваться для принятия решений, они должны быть достоверными, релевантными, надежными, интерпретируемыми.

Достоверность бухгалтерской отчетности подтверждается тремя критериями получения данных, приведенных в финансовой отчетности:

  • учет ведется в соответствии с действующими нормативными и правовыми актами;
  • для всех операций имеются оправдательные (поддтверждающие) документы;
  • отчетность составлена на основании данных, отраженных в первичных документах.

В то же время следует отметить, что понятие достоверности бухотчетности относительно, на что влияет многовариантность представления фактической ситуации, множественность и субъективность оценки, вариабельность счетных алгоритмов и представления результатов.

Отчетные данные финансовой отчетности рассматриваются как релевантные, если они:

  • своевременны, то есть поступают пользователю в нужном объеме и в нужное время;
  • обладают прогностической ценностью, их можно использовать для прогнозирования наиболее вероятного развития событий в отношении субъекта, представившего свою отчетность;
  • могут быть использованы в системе обратной связи, то есть данные можно использовать для подтверждения, опровержения или корректировки ранее сделанных шагов в отношении данной фирмы;
  • представлены в оценке и виде, пригодном для использования в управленческом процессе.

Надежность финансовых данных значит, что на полученные результаты можно полагаться при принятии управленческих или финансовых решений. Как правило, считают, что надежной будет та информация, которая в достаточной степени свободная от ошибок и субъективных пристрастий. Достаточный уровень надежности данных может быть достигнут, если:

  • данные проверяемы, что достигается точным исполнением общих и внутренних регламентирующих документов;
  • данные в полной мере отражают характеристики изучаемой генеральной совокупности;
  • данные подготовлены и представлены объективно, без личностных оценок и пристрастий.

Интерпретируемость (или воспринимаемость) является одним из наиболее существенных требований, предъявляемых к данным финансовой отчетности. То есть экономический смысл показателей, алгоритмы их вычисления и опредления, допущения и ограничения, к ним относящиеся, должны быть ясны или точно оговорены.

В ходе формирования отчетной информации должны соблюдаться определенные условия составления отчетной информации:
  1. Оптимальное соотношение затрат и выгод, означающее, что затраты на составление отчетности должны корреспондироваться с выгодами, получаемыми организацией от представления этих данных заинтересованным лицам (внешним или внутренним пользователям).
  2. Консерватизм отчетности который предполагает, что документы не должны допускать завышенной оценки активов и прибыли и заниженной оценки обязательств.
  3. Конфиденциальность требует, чтобы отчетная информация не содержала данных, которые могут нанести ущерб конкурентным позициям компании.

Данные, указанные в бухгалтерском балансе, представляют историческую стоимость активов, т.е. стоимость на момент их создания или приобретения. Однако, к примеру, запасы могут устаревать, портиться на складе или попросту отсутствовать; основные средства могут при высокой учетной стоимости иметь фактически нулевую рыночную стоимость, а дебиторская задолженность может оказаться «мертвой», невозможной к получению (дебитор, как хозяйствующий субъект прекратил свою деятельность). Поэтому, когда проводится анализ финансовой отчетности организации, аналитику необходимо уметь интерпретировать данные этой отчетности.

Общие требования к бухгалтерской отчетности

Требования к бухгалтерской отчетности установлены нормами ст. 13 Закона о бухгалтерском учете.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

Тем самым закреплено концептуальное положение Закона о бухгалтерском учете о целях и задачах учета – обеспечение заинтересованных пользователей информацией о финансовом состоянии и движении денежных средств организации.

Решение данной задачи предполагает необходимость пересмотра отчетных форм и рекомендаций по их заполнению. Так как соответствующий федеральный стандарт пока не разработан, данные (дополнительные к данным, отражаемым в типовых отчетных формах), необходимые для проведения финансового анализа и оценки изменения остатков денежных средств на счетах и в кассе хозяйствующего субъекта, необходимо отражать в составе пояснительной записки.

Нормой ч. 2 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете на экономического субъекта возложена обязанность составлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, в соответствии с ч. 4 ст. 13, составляется экономическим субъектом в случаях, когда законодательством РФ, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника экономического субъекта установлена обязанность ее представления.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год. В общем случае отчетный год совпадает с календарным. Случаи, когда финансовый год не совпадает с календарным (создание, ликвидация или реорганизация экономического субъекта в течение календарного года), приведены в ст. 15 Закона о бухгалтерском учете.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения. Ранее аналогичная норма содержалась только в стандарте бухгалтерского учета – п. 8 ПБУ 4/99. Таким образом, в настоящее время требование закреплено на уровне Федерального закона.

В соответствии с ч. 8 ст. 13 бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта.

При этом в соответствии с требованиями ФНС России и Росстата бухгалтерская отчетность в налоговые органы и органы статистики должна представляться в электронном виде (по телекоммуникационным каналам связи).

Таким образом, законодательство о бухгалтерском учете устанавливает требование об обязательном исполнении всех форм бухгалтерской отчетности в бумажном варианте, причем, исходя из буквального прочтения процитированной нормы, экземпляр на бумажном носителе должен быть оформлен до отправки обязательного экземпляра в органы статистики и представления отчетности (также в электронной форме) в налоговые органы. Выполнение этого требования проверяется сопоставлением дат подписания отчетных форм (на бумажном носителе) и даты отправки электронных форм отчетности.

Следует обратить внимание на то, что в процитированной норме Закона о бухгалтерском учете установлено однозначное требование о подписании отчетности именно руководителем организации.

В связи с этим в некоторых хозяйственных обществах и товариществах, частично передающих свои полномочия иным субъектам, а также в тех организациях, когда полномочия руководителя реализуются коллегиальным органом управления, могут возникнуть определенные проблемы.

Так, в соответствии с п. 2 ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ (далее – Закон об АО) к компетенции исполнительного органа общества относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров или совета директоров (наблюдательного совета) общества.

В соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 91 ГК РФ к компетенции общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью относится образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющему, утверждение такого управляющего и условий договора с ним, если уставом общества решение указанных вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Пунктом 3 ст. 103 ГК РФ общему собранию акционеров предоставлено право передачи полномочий исполнительного органа общества по договору другой коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (управляющему).

Порядок подписания бухгалтерской отчетности в подобных ситуациях разъяснен в Письме ФНС России от 26.06.2013 №ЕД-4-3/11569: «Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна быть подписана лицами, уполномоченными на это законодательством Российской Федерации, или учредительными документами экономического субъекта, или решениями соответствующих органов управления экономическим субъектом. К таким лицам относится руководитель экономического субъекта, то есть единоличный исполнительный орган или управляющий, которому были переданы полномочия первого на основании решения органов управления экономического субъекта. Вместе с тем, если иное не предусмотрено уставом экономического субъекта, руководитель экономического субъекта вправе передать свои полномочия на основе доверенности, в том числе на подписание бухгалтерской (финансовой) отчетности, без сообщения об этом органам управления экономическим субъектом».

При этом разъяснение основывается на норме п. 7 ст. 3 Закона о бухгалтерском учете, в соответствии с которой руководителем экономического субъекта является лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа.

Кроме того, в упомянутом Письме ФНС России указано на то, что Минфином России в Письме от 30.04.2013 №07-01-10/15212 также высказано мнение о том, что Закон о бухгалтерском учете не содержит положений, ограничивающих право руководителя экономического субъекта передать свое полномочие по подписанию бухгалтерской (финансовой) отчетности этого экономического субъекта иному лицу на основании доверенности.

Следует иметь в виду, что законодательство о бухгалтерском учете различает понятия «подписание» и «утверждение» бухгалтерской отчетности.

В соответствии с ч. 9 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете утверждение бухгалтерской (финансовой) отчетности (включая годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2012 г.) осуществляется в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами.

В частности, подлежит обязательному утверждению бухгалтерская отчетность:

  • акционерных обществ – в соответствии со ст. 48 Закона об АО – общим собранием акционеров;
  • обществ с ограниченной ответственностью – в соответствии со ст. 33 Федерального закона от 08.02.1998 №14-ФЗ (далее – Закон об ООО) – общим собранием участников общества;
  • унитарных предприятий – в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» – собственником имущества унитарного предприятия.

Также в ч. 9 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете содержится отсылочная норма (к соответствующим федеральным законам) об опубликовании бухгалтерской отчетности.

В настоящее время обязанность опубликования бухгалтерской отчетности установлена в отношении открытых акционерных обществ (ст. 92 Закона об АО) и обществ с ограниченной ответственностью – в случае публичного размещения облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг (ст. 49 Закона об ООО).

В соответствии с ч. 10 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете при опубликовании бухгалтерской отчетности должно публиковаться и аудиторское заключение (в случае когда бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту). Однако, аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности, даже если в соответствии с федеральными законами организация подлежит обязательному аудиту.

Тэги: финансовая отчетность, бухгалтерский баланс
Версия для печати
Похожие материалы:
Комментарии 2
avatar
1 Оксана • 11:07, 08.01.2015
Каким должен быть состав промежуточной (финансовой) бухгалтерской отчетности?
avatar
0
2 eservise08 • 15:11, 08.01.2015
Состав такой отчетности определяют учредители (участники) организации самостоятельно, к примеру, она может включать в себя бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах.
Частью 3 ст. 14 Закона о бухгалтерском учете предусмотрено, что состав промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности устанавливается федеральными стандартами. Исключение касается отчетности организаций государственного сектора и Банка России.
avatar