» » »

Четыре этапа анализа отчета о финансовых результатах

Бухгалтерская отчетность, представляющая собой итоговую систему данных об имущественном и финансовом состоянии предприятия и о результатах его финансово-хозяйственной деятельности, является одним из основных источников информации для проведения финансового анализа и соответственно базой для принятия управленческих решений.

Менеджеры предприятия используют данные бухгалтерской отчетности наряду с внутренними источниками информации, в том числе учетного характера. Большая часть этой внутренней информации является конфиденциальной, а, следовательно, недоступной для принятия управленческих решений в отношении организации внешними пользователями.

Для последних бухгалтерская отчетность, которая является публичной по законодательству Российской Федерации, представляет собой порой единственный источник информации о конкретном предприятии. В этом смысле бухгалтерская (финансовая) отчетность выступает как средство коммуникации между различными субъектами рынка.

Объем и общий характер информации, содержащийся в бухгалтерской отчетности, ограничивает возможности анализа. Однако умение читать отчетность, знание методов и методик анализа позволяют достаточно полно и объективно оценить многие направления финансового состояния организации, увидеть причины их изменения, сделать прогноз на перспективу и принять соответствующие управленческие решения.

Направления, последовательность и методики анализа отчета о финансовых результатах условно можно разбить на четыре этапа:

  1. анализ динамики и структуры отчета;
  2. факторный анализ чистой прибыли;
  3. анализ влияния бухгалтерской учетной политики на показатели отчета о прибылях и убытках;
  4. анализ рентабельности.

I этап - анализ динамики и структуры отчета

Предполагает последовательное изучение всех статей отчета применительно к разным видам деятельности организации и тенденции их изменения.

По отношению к разным видам деятельности (источникам доходов и категориям расходов) показатели отчета офинансовых результатах могут быть сгруппированы следующим образом:

1. Результаты от основной деятельности: Выручка от продаж (N); Себестоимость проданных товаров (продукции, работ, услуг) (С); Валовая прибыль (ПВ); Коммерческие расходы (КР); Управленческие расходы (УР); Прибыль от продаж (ПП).

2. Результаты от финансовой деятельности: Проценты к получению (ПрП); Проценты к уплате (ПрУ); Доходы от участия в других организациях (ДДО).

3. Результаты от неосновной деятельности (кроме финансовой) и экстраординарных (чрезвычайных) событий: Прочие доходы (ПрД); Прочие расходы (ПрР).

4. Общая бухгалтерская прибыль: Прибыль до налогообложения (ПДН).

5. Увязка бухгалтерской прибыли с требованиями налогового учета: Отложенные налоговые активы (ОНА); Отложенные налоговые обязательства (ОНО).

6. Выполнение обязательств перед государством: Текущий налог на прибыль (ТНП); Экономические (налоговые) санкции (НС).

7. Финансовые результаты, используемые в интересах организации: Чистая прибыль (ПЧ); Дивиденды акционерам (доходы участникам, учредителям) (ДА); Нераспределенная прибыль (ПН).

Вертикальный анализ отчета (анализ структуры) имеет особенности, так как предметом оценки является неоднородная совокупность – доходы и расходы, прибыли и убытки. Возможны следующие методические подходы к анализу структуры отчета:

1. за 100% принимается выручка от продаж;

2. за 100% одновременно принимается общая сумма и доходов, и расходов организации.

Отдельные статьи отчета оцениваются в доле к этим общим суммарным показателям: отдельные виды доходов и прибылей в процентах к суммарным доходам, отдельные виды расходов (и убытков) - соответственно к общей сумме расходов организации.

II этап - факторный анализ чистой прибыли

Одна из основных задач анализа отчета состоит в том, чтобы объяснить причины изменения конечного финансового результата - чистой прибыли. В соответствии с порядком формирования отчета о прибылях и убытках чистую прибыль (убыток) отчетного периода можно представить в виде модели аддитивного типа. Влияние факторов на результативный показатель в таких моделях определяется следующим образом:

∆ПЧ = ∆>N - ∆С - ∆КР - ∆УР + ∆ПрП - ∆ПрУ + ∆ДДО + ∆ПрД - ∆ПрР + ∆ОНА - ∆ОНО - ∆ТНП - ∆НС

При расчете влияния факторов следует иметь в виду, что затраты (расходы) являются факторами обратного воздействия, т.е. их рост (снижение) влияет на изменение прибыли с противоположным знаком. В свою очередь, прибыль от продаж – основная составляющая бухгалтерской и чистой прибыли находится под непосредственным влиянием ряда факторов: объема и структуры продаж, цен реализации, себестоимости проданной продукции и других факторов последующих порядков.

III этап - анализ влияния бухгалтерской учетной политики на показатели отчета о прибылях и убытках

Этот вопрос является одним из направлений анализа качества финансовых результатов, но имеет и большое самостоятельное значение, так как позволяет оценить роль бухгалтерских методов в формировании показателей прибыли.

IV этап - анализ рентабельности

В дополнение к показателям рентабельности продаж и произведенных затрат по данным бухгалтерской отчетности рекомендуется дать оценку показателям рентабельности активов и капитала.

1. Рентабельность совокупного капитала (совокупных активов): Кр.свк = ПДН (ПЧ) / СВК

где ПДН - прибыль до налогообложения; СВК - среднегодовая величина совокупного капитала. Показатель отражает эффективность использования совокупного капитала, или сколько прибыли приносит каждый рубль совокупного капитала (совокупных активов). Рассчитывается как по ПДН, так и по ПЧ.

2. Рентабельность собственного капитала: Кр.ск = ПДН (ПЧ) / СК

где СК - среднегодовая величина собственного капитала. Показатель характеризует величину прибыли, полученной с каждого рубля собственных средств организации. Показатель важен для собственников (акционеров), а также для кредиторов, так как косвенно отражает возможности организации по погашению задолженности. Показатель может быть рассчитан не только по балансовой, но и по рыночной стоимости собственного капитала.

3. Рентабельность текущих активов: Кр.оа = ПДН (ПЧ) / ОА

где ОА - среднегодовая величина оборотных активов. Показатель характеризует величину прибыли, полученной с каждого рубля активов, вложенных в текущую деятельность организации. На показатель в значительной степени влияет политика отражения активов в балансе. Занижение валюты баланса на отчетные даты приводит к завышению показателей, а «раздувание» баланса - к их занижению.

4. Рентабельность оборота: Кр.об = ПЧ / N

где N - выручка от продаж. Аналогичен показателю рентабельности продаж, но рассчитывается по конечному финансовому результату - чистой прибыли. Рассчитывается в виде коэффициентов либо в процентах. Характеризует чистую эффективность текущей деятельности. Показатели рентабельности анализируются в динамике, в сравнении со среднеотраслевыми значениями и показателями конкурентов. В качестве критериев оценки могут быть выбраны значения тех или иных показателей рентабельности, устанавливаемые банками для лучших (первоклассных) заемщиков.

Автор: A.В. Зoнoвa, доктор экономических наук, профессор, декан факультета экономики Вятского государственного гуманитарного университета, советник по экономическим вопросам Вятской торгово-промышленной палаты.
Тэги: рентабельность, отчет о финансовых результатах, методика анализа, отчет о прибылях и убытках
Версия для печати
Похожие материалы:
Комментарии 0
avatar