Главная » Статьи » Финансовый анализ » Анализ в торговой организации |
Кредитная политика как инструмент управления дебиторской задолженностью
Продажи товаров, работ или услуг с отсрочкой платежа может привести к излишнему отвлечению финансовых средств компании, снижению уровня ее платежеспособности, увеличению расходов по взысканию долгов и, как следствие, снижению рентабельности оборотных средств и используемого капитала. Особую актуальность приобретает вопрос об эффективном управлении дебиторской задолженностью, цель которого – оптимизация ее общей величины и обеспечение ее своевременного погашения. Наиболее значимым инструментом управления дебиторской задолженностью является кредитная политика предприятия. Кредитная политика – это внутренний документ предприятия, определяющий рамки и направления эффективной деятельности по коммерческому кредитованию. Можно условно выделить три принципиальных типа кредитной политики компании по отношению к покупателям продукции: консервативный, умеренный и агрессивный. Консервативный (жесткий) тип кредитной политики предприятия направлен на минимизацию кредитного риска. В этом случае предприятие не стремится к получению высокой дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции. Умеренный тип кредитной политики предприятия ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа. К этому типу можно отнести большинство торговых компаний, находящихся на стадии стабильного развития (не новая агрессивная компания, но и не старые монополии). Агрессивный (или льготный) тип кредитной политики – это расширение объема реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска. Здесь вспоминается не компания, а целая страна – Китай, которая завалила своими дешевыми товарами половину мира. В процессе выбора типа кредитной политики должны учитываться следующие основные факторы:
Структура кредитной политикиНаиболее распространенная структура кредитной политики выглядит следующим образом. 1. Цель кредитной политики. Разрабатывается и устанавливается предприятием самостоятельно. Сформулированная цель должна соответствовать основным стратегическим целям. Например, если стратегическая цель – завоевание рыночной ниши, то цель кредитной политики может заключаться в построении надежных взаимоотношений с клиентами и сборе (изъятии) задолженности, при этом торговые отношения не должны подвергаться опасности. 2. Тип кредитной политики. В зависимости от жесткости условий кредитования и взимания платежей выделяют 3 типа кредитной политики: агрессивную, консервативную и умеренную. При выборе оптимальной кредитной политики предприятие должно постоянно сравнивать потенциальные выгоды от увеличения объема продаж со стоимостью предоставления торговых кредитов, а также с риском возможной потери платежеспособности. 3. Стандарты оценки покупателей. Покупатели продукции и (или) услуг компании имеют различные возможности относительно объемов закупок и своевременности оплаты. Необходимо разработать алгоритм оценки покупателей и определить индивидуальные условия коммерческого кредитования для каждого из них. Этот алгоритм, в свою очередь, включает следующие этапы:
4. Подразделения, задействованные в управлении дебиторской задолженностью. Следует разграничить полномочия и ответственность между различными подразделениями, вовлеченными в процесс управления дебиторской задолженностью (финансовая служба, отдел продаж, юридическая служба). 5. Действия персонала. В данном разделе прописываются действия сотрудников, занятых в управлении дебиторской задолженностью. Количественные элементыОсновными количественными элементами кредитной политики, которые устанавливаются в разделе 3 «Стандарты оценки покупателей», являются:
Финансовое моделированиеПри разработке и (или) изменении кредитной политики важно помнить, что она, прежде всего, должна способствовать максимизации ценности (стоимости) компании. Поэтому нужно оценивать кредитную политику путем сравнения потенциальных выгод от изменения ее параметров с затратами, вызванными ее смягчением/ужесточением. В настоящее время для оценки влияния изменения кредитной политики на доходы и затраты компании существует множество моделей и методов. Как правило, решение о принятии или отклонении изменений кредитной политики зависит от уровня маржинальной прибыли (т.е. разницы между выручкой и переменными затратами), полученной в результате моделирования, выполненного на основе заданных количественных параметров. Такой метод можно считать достаточным и эффективным, однако он не позволяет оценить влияние изменений кредитной политики на стоимость компании. NPV-анализМетод NPV-анализа заключается в оценке инвестиций в дебиторскую задолженность аналогично оценке любого инвестиционного проекта. В качестве притоков рассматриваются поступления денежных средств от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг). Оттоками средств являются: себестоимость реализации, расходы на сбор дебиторской задолженности, списание безнадежных долгов. Рассмотрим пример оценки эффективности изменения кредитной политики двумя способами. Компания производит продукт Х и в настоящий момент рассматривает решение об изменении действующей кредитной политики. Новые кредитные условия предполагают предоставление скидки в размере 2% при оплате продукции покупателями в течение 10 дней. При этом общий срок отсрочки платежа составляет 60 дней. Продажи и расходы осуществляются компанией ежедневно в течение года. Предполагается, что изменение кредитной политики отразится на росте объемов продаж на 25%. Дополнительная информация для анализа представлена в нижеприведенной таблице. Нужно определить, выгодно ли компании изменять действующую кредитную политику. Таблица. Исходные данные для анализа
Вариант решения №1. Прирост объемов реализации при изменении кредитной политики: 1000 у.е. x 25% = 250 у.е. Средний срок оборачиваемости дебиторской задолженности при изменении кредитной политики: 60% x 10 дней + 40% x 120 дней = 54 дня. Изменение уровня средней величины дебиторской задолженности:
Прибыль от прироста продаж: 250 у.е. x (1 - 0,80) = 50 у.е. Альтернативные доходы от принятия измененной кредитной политики: 61,65 у.е. x 0,20 = 12,33 у.е. Альтернативные расходы = (1250 у.е. x 0,6) x 0,02 = 750 у.е. x 0,02 = 15 у.е. Итого эффект от принятия измененной кредитной политики: 50 у.е. + 12,33 у.е. - 15 у.е. = 47,33 у.е. Общая величина прибыли от дополнительного объема реализации и сумма альтернативной экономии (от высвобождения средств из дебиторской задолженности) превышает величину альтернативных издержек, следовательно, компания может принять решение об изменении кредитной политики. Вариант решения №2. Эту задачу можно решить, используя NPV-метод. Воспользуемся следующей формулой: где,P - эффект от принятия измененной кредитной политики; S0 - фактический объем реализации; S - планируемый (предполагаемый) объем реализации; C - средний срок оборачиваемости оплат расходов на реализацию (в данном случае "0"); d - предоставляемая скидка; p - доля продаж, оплачиваемых в течение срока, на который предоставляется скидка; V - себестоимость реализации; G - увеличение объемов реализации; M - количество дней, в течение которых действует скидка; Q - количество дней, в течение которых погашают задолженность оставшиеся покупатели; N - фактический срок оборачиваемости дебиторской задолженности; i - ставка дисконтирования в день (цена капитала/365). Подставив значения в формулу, получим что, эффект от принятия измененной кредитной политики положителен и составляет 47,33 у.е., следовательно, компания может принять новую кредитную политику. |
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Тэги: |
- Прогнозирование объема продаж в MS Excel
- Анализ ассортимента и структуры продукции
- Оценка финансового состояния торговой организации
- Анализ товарных запасов и оборачиваемости товаров
- Кредитная политика как инструмент управления дебиторской задолженностью