Главная » Статьи » Финансовый анализ » Анализ в торговой организации |
Факторный анализ продаж в организациях оптовой торговли
В отечественной практике методика факторного анализа продаж обстоятельно изложена в трудах Н.П. Любушина, Г.В. Савицкой, А.А. Максютова, где приведены факторные модели, алгоритм и подтверждающие расчеты с выводами. Результативность функционирования большинства организаций чаще всего оценивается показателями прибыли и рентабельности. Любой хозяйствующий субъект обладает определенными возможностями для достижения целей, ради которых он был создан. Как справедливо отмечает В.П. Родичева, в нашей стране основными оценочными показателями традиционно считаются объем реализации и прибыль. Потому наиболее рациональная система сбора и анализа оперативной информации по поводу эффективности продаж должна прежде всего основываться на оценке влияния факторов на финансовый результат от реализации. Тем не менее, большинство прикладных методик не учитывает отраслевых особенностей анализа результатов продаж, а также устойчивости тенденций изменения основных факторов, влияющих на изменение прибыли (убытка) от основного вида деятельности. В частности, Н.В. Климова, обосновывая методику стратегического решения по увеличению объема продаж, оперирует статическими данными о цене, постоянных и переменных затратах. Это снижает практическую ценность методики в условиях разнонаправленных тенденций жизненного цикла товарного ассортимента в торговле при непредсказуемых колебаниях закупочных и реализационных цен. Ежемесячное накопление данных о количестве реализуемых товаров, их закупочных ценах, цене реализации может предоставить аналитику исходную информацию для факторного анализа прибыли. Таблица 1. Исходные данные для факторного анализа продаж товаров по видам в торговой организации
В нашем примере очевидны следующие тенденции:
Однако такой простой метод анализа не дает возможности вскрыть причины уменьшения эффективности продаж, за исключением сезонности, и тем самым обосновать направления систематического анализа для принятия оперативных управленческих решений. Выявить причины изменения финансового результата от продаж в динамике позволяет факторный анализ. Как отмечают Н.П. Любушин и др. в учебнике «Экономический анализ», традиционный подход к проведению такого анализа предполагает включение в модель следующих факторов: изменение объема продаж, цены, себестоимости и структуры реализации (ассортимента). С учетом специфики оптовой торговли, где ключевыми «управляемыми» факторами, влияющими на финансовый результат, являются изменение объема продаж, модификация структуры реализации (ассортимента), оперативное управление торговой надбавкой, целесообразно модифицировать традиционную модель. Используя приемы классического факторного анализа, определяем влияние указанных факторов на изменение прибыли от продаж:
Изменение прибыли за счет изменения: объема продаж: ΔПv = (Bусл - Вбаз) * ПЕбаз Таблица 2. Вспомогательные показатели для факторного анализа изменения прибыли от продаж
В результате применения приведенных формул получаем данные для анализа тенденции влияния факторов на изменение прибыли от продаж (таблица 3). Таблица 3. Результаты динамического факторного анализа изменения прибыли от продаж, тыс. руб.
Выводы, которые позволяют сделать результаты динамического факторного анализа полезными для управленцев, заключаются в следующем:
Факторный анализ в предлагаемом формате можно делать один раз в год по окончании сбора отчетной информации. Выводы, которые могут следовать из данного анализа, позволяют определить рациональный формат оперативного сбора управленческой информации, которая анализируется с требуемой периодичностью: в большинстве случаев – ежемесячно, а при высокой оборачиваемости товаров либо резком ее спаде – подекадно. По материалам, опубликованным в журнале Экономический анализ: теория и практика, 2009/36 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тэги: |
- Анализ ассортимента и структуры продукции
- Определение целевого объема продаж
- Анализ ассортиментной политики
- Анализ финансовых результатов организации потребительской кооперации
- Анализ бухгалтерской отчетности торговой организации