» » »

Факторный анализ прибыли от продаж

На прибыль от продажи конкретного вида товара оказывают влияние объем продаж, цена реализации и полная себестоимость.

Объем продаж может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Рост объемов продаж рентабельных товаров приводит к увеличению прибыли. Если же ситуация складывается наоборот (товары убыточны) то при увеличении объема реализации происходит уменьшение величины прибыли.

Причинами образования плохо реализуемой продукции (неликвидов) могут быть:

  • снижение спроса в связи с усилением конкуренции (появление непосредственного конкурента либо снижение спроса на этот вид продукции на рынке в результате появления аналогичного товара);
  • снижение спроса в связи с потерей клиентов (проанализируйте текучесть ваших клиентов, их доли, тогда можно будет сделать вывод о риске ухода (перехода) вашего клиента к конкуренту);
  • ошибочные закупки излишнего количества товара (бывает трудно «угадать», особенно если этот процесс полностью зависит от человеческого фактора);
  • ошибочные закупки устаревших товаров (каждый товар имеет свой «жизненный цикл», и закупщику не следует опираться исключительно на предыдущий опыт – это может привести к образованию неликвидов);
  • другие причины, связанные со складской деятельностью (порча товаров из-за повреждений, повышенной влажности; брак, не замененный поставщиком по рекламациям; оприходование по ошибке; пересортица в поставках; потери на складе из-за небрежности в указании адресов, обнаруженные при инвентаризации).

Себестоимость товаров, работ или услуг и прибыль находятся в обратной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.

Цена реализации является интенсивным фактором роста прибыли, однако темпы ее увеличения не должны приводить к опережающему темпу сокращения объемов продаж, иначе будет иметь место снижение величины прибыли.

Выделяют две методики факторного анализа прибыли от продажи.

Российская методика факторного анализа прибыли от продаж

П = К*(Ц - С)

где К - количество проданной продукции, ед.; Ц - цена реализации, руб.; С - себестоимость единицы продукции, руб.

Алгоритм расчета количественного влияния факторов методом абсолютных разниц:

ΔПобщ = Пф - Ппл

в том числе изменение прибыли за счет:

изменения объема продаж: ΔПк = (Кф - Кпл)*(Цпл - Спл);

изменения цены реализации: ΔПц = Кф * (Цф - Цпл);

изменения себестоимости: ΔПс = Кф * (Спл - Сф).

где ф, пл - плановые и фактические значения показателей.

Методика маржинального анализа (директ-костинг: CVP)

Ее преимущество заключаются в более достоверном определении степени влияния факторов с учетом взаимосвязи объема продаж и переменных затрат:

П = К * (Ц - Зпер) - Зпост

где,
К - количество проданной продукции;
Ц - цена реализации;
Зпер - удельные переменные затраты (в расчете на единицу продукции);
Зпост - сумма постоянных затрат.

Постоянные затраты не зависят от объема производства (проценты по кредитам, амортизация при линейном методе начисления, расходы по аренде и др.).

Переменные затраты меняются прямо пропорционально изменениям объема производства товаров (работ, услуг) (затраты на сырье и материалы, сдельная заработная плата). Степень реагирования издержек на изменение объема производства можно найти делением изменения затрат за период на изменение объема производства. Если результат равен нулю, то в организации характер затрат – постоянные, равен единице – пропорциональные затраты, меньше единицы – дигрессивные и больше единицы – прогрессивные.

Чтобы обеспечить снижение себестоимости и повышение прибыли, необходимо выполнять следующее условие: темпы снижения дигрессивных расходов должны превышать темпы роста прогрессивных и пропорциональных расходов.

Однако не всегда все затраты можно разделить на постоянные и переменные. Существуют так называемые условно постоянные или условно переменные затраты. Например, оплата электроэнергии (используется и в технологическом процессе, и на нужды организации), зарплата продавцов (состоит из оклада и процентов от выручки).

Факторный анализ проводится методом цепных подстановок:

ΔПобщ = Пф - Ппл

Пусл1 = Кф * (Цпл - Зперпл) - Зпостпл
Пусл2 = Кф * (Цф - Зперпл) - Зпостпл
Пусл3 = Кф * (Цф - Зперф) - Зпостпл
Изменение прибыли за счет факторов:

объема продаж: ΔПк = Пусл1 - Ппл;

цены реализации: ΔПц = Пусл2 - Пусл1;

удельных переменных затрат: ΔП3пер = Пусл3 - Пусл2;

суммы постоянных затрат: ΔПЗпост = Пф - Пусл3.

Пример факторного анализа прибыли от продажи условного товара по российской методике и методом директ-костинг находит отражение в таблице.

Показатель Базисный год Отчетный год Абсолютное изменение
1. Объем реализации, ед. 8 782,0 9 823,0 1 041,0
2. Цена реализации, руб. 75,2 91,3 16,2
3. Себестоимость 1 ед., руб., в том числе: 84,8 86,0 1,2
4. Удельные переменные затраты, руб. 63,6 68,8 5,2
5. Сумма постоянных затрат, руб. 186 266,2 169 053,8 -17 212,4
6. Прибыль (убыток), руб. -84 834,1 52 061,9 136 896,0
7. Изменение прибыли (убытка), всего, руб., в том числе за счет: 136 896,0
российская методика:
- объема продаж -10 056,1
- цены реализации 159 034,4
- себестоимости продукции -12 082,3
методика маржинального анализа:
- объема продаж 12 023,6
- цены реализации 74 200,3
- удельных переменных затрат -51 374,3
- суммы постоянных затрат 17 212,4

Расчетные данные позволяют констатировать, что в отчетном году по сравнению с прошлым годом от продажи продукции получена прибыль, которая с учетом покрытия убытка прошлого года увеличилась на 136896,0 руб. На ее рост существенное влияние оказало повышение цены реализации на 159034,4 руб. За счет количества проданной продукции прибыль снизилась на 10056,1 руб., а за счет роста себестоимости единицы продукции на 1,2 руб. - на 12082,3 руб. Так как при продаже анализируемой продукции в базисном году был получен убыток, то увеличение объема продаж в расчетных данных способствует не росту, а сокращению дохода.

Если проводить анализ расчетных значений показателей по методике директ-костинг, то видно, что снижение суммы постоянных затрат оказывает положительное влияние на сумму 17212,4 руб., а рост переменных издержек приводит к снижению прибыли на 51374,3 руб. Таким образом, компании следует уделить внимание прежде всего переменным затратам и сдерживать их рост.

При факторном анализе прибыли от продажи продукции (работ, услуг) в целом по предприятию в расчет включают структуру реализованной продукции, которая может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов товаров в общем объеме ее продажи, то сумма прибыли возрастет, и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельных или убыточных товаров общая сумма прибыли уменьшится.

Факторная модель прибыли от продажи продукции (работ, услуг) в целом по компании по методике директ-костинг:

Факторная модель анализа прибыли от продажи продукции

По расчетным значениям показателей разрабатывают приоритетные направления роста прибыли от продажи продукции (работ, услуг).

Методика факторного анализа прибыли от продажи по формам бухгалтерской отчетности

Информационной базой анализа служат формы бухгалтерской отчетности №2 и №5, с 2011 года вместо формы №5 необходимо использовать справку о затратах организации, служащей приложением к форме №2 «Отчет о прибылях и убытках».

1. Расчет выручки отчетного года в сопоставимых ценах (Вос):

Вос = выручка отчетного периода/индекс роста цен

2. Расчет прироста выручки за счет изменения объема производства (ΔВо):

ΔВо = выручка отчетного периода в сопоставимых ценах - выручка предыдущего периода.

3. Расчет прироста выручки за счет изменения цен (ΔВц):

ΔВц = выручка отчетного периода - выручка отчетного периода в сопоставимых ценах.

Расчет удельного веса прибыли отчетного и предыдущего года в выручке (маржа прибыли) (М):

М = прибыль от продаж/выручка

4. Расчет показателей ресурсоемкости предыдущего и отчетного периода в разрезе элементов затрат (материальные затраты, затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие затраты) (Ре):

Ре = затраты организации (по элементам)/выручка

5. Расчет изменений ресурсоемкости по элементам затрат (ΔРе):

ΔРе = ресурсоемкость отчетного периода - ресурсоемкость предыдущего периода.

Расчет прироста прибыли от изменения объема продаж (ΔПо):

ΔПо = ΔВо * М (предыдущего периода)

Расчет прироста прибыли от изменения цен (ΔПц):

ΔПц = ΔВц * М (предыдущего периода)

Расчет прироста прибыли от изменения ресурсоемкости (в разрезе перечисленных элементов) (ΔПре):

ΔПре = ΔРе * В (отчетного периода)

Расчет общего изменения прибыли (ΔПобщ):

ΔПобщ = ΔПо + ΔПц + ΔПме + ΔПзе + ΔПае + ΔПпр

где,
ΔПме - изменение прибыли за счет материалоемкости;
ΔПзе - изменение прибыли за счет изменения зарплатоемкости;
ΔПае - изменение прибыли за счет амортизациоемкости;
ΔПпр - изменение прибыли за счет ресурсоемкости по прочим затратам.

6. Проверка правильности расчетов осуществляется сравнением прироста прибыли за счет факторов и абсолютного изменения прибыли по периодам:

ΔП = П отчетный год - П предыдущий год;

ΔП = ΔПобщ

Если прибыль от продаж растет за счет увеличения объема продаж и снижения ресурсоемкости, то можно говорить об эффективном менеджменте финансовых результатов деятельности организации.

Фактором, влияющим на устойчивость прибыли, является и степень контролируемости расходов организации ее менеджментом, которую можно оценить через стабильность соотношений Расходы/Выручка. Если соотношения, рассчитанные в разрезе элементов затрат, стабильны, то это значит, что менеджмент эффективно контролирует расходы и управляет ими. В этом случае прибыль можно признать качественной по критерию контролируемости расходов, поскольку ее резкие колебания из-за изменения расходов маловероятны.

В эффективно управляемой организации имеют место:

  • рост объема продаж;
  • улучшение структуры продаж (увеличение удельного веса высокорентабельной продукции);
  • положительные характеристики качества продукции;
  • высокая степень выполнения договорных обязательств;
  • эффективное позиционирование продукции относительно товаров-конкурентов;
  • преобладание в портфеле заказов (по выручке) товаров «звезд» и «коров» (которые характеризуются максимальным объемом продаж и находятся на стадии роста).
Список литературы:
  1. Илышева Н.Н., Крылов С.И. Анализ финансовой отчетности: Учебник. М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2011.
  2. Крылов С.И. Совершенствование методологии анализа в системе управления финансовым состоянием коммерческой организации: Монография. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2007.
  3. Климова Н.В. Бухгалтерский финансовый и управленческий учет в анализе формирования и использования экономической прибыли / Н.В. Климова // Экономический анализ: теория и практика. 2009 №1.
  4. Любушин Н.П. Экономический анализ: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
Тэги: маржинальный анализ, прибыль, факторный анализ, директ-костинг
Версия для печати
Похожие материалы:
Комментарии 0
avatar