Главная » Статьи » Финансовый анализ » Факторный анализ |
Факторный анализ прибыли от продаж
На прибыль от продажи конкретного вида товара оказывают влияние объем продаж, цена реализации и полная себестоимость. Выделяют следующие методики факторного анализа прибыли от продажи.
Объем продаж может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Рост объемов продаж рентабельных товаров приводит к увеличению прибыли. Если же ситуация складывается наоборот (товары убыточны) то при увеличении объема реализации происходит уменьшение величины прибыли. Причинами образования плохо реализуемой продукции (неликвидов) могут быть:
Себестоимость товаров, работ или услуг и прибыль находятся в обратной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот. Цена реализации является интенсивным фактором роста прибыли, однако темпы ее увеличения не должны приводить к опережающему темпу сокращения объемов продаж, иначе будет иметь место снижение величины прибыли. Российская методика факторного анализа прибыли от продаж
Алгоритм расчета количественного влияния факторов методом абсолютных разниц:
Методика маржинального анализа (директ-костинг: CVP)Ее преимущество заключаются в более достоверном определении степени влияния факторов с учетом взаимосвязи объема продаж и переменных затрат:
Постоянные затраты не зависят от объема производства (проценты по кредитам, амортизация при линейном методе начисления, расходы по аренде и др.). Переменные затраты меняются прямо пропорционально изменениям объема производства товаров (работ, услуг) (затраты на сырье и материалы, сдельная заработная плата). Степень реагирования издержек на изменение объема производства можно найти делением изменения затрат за период на изменение объема производства. Если результат равен нулю, то в организации характер затрат – постоянные, равен единице – пропорциональные затраты, меньше единицы – дигрессивные и больше единицы – прогрессивные. Чтобы обеспечить снижение себестоимости и повышение прибыли, необходимо выполнять следующее условие: темпы снижения дигрессивных расходов должны превышать темпы роста прогрессивных и пропорциональных расходов. Однако не всегда все затраты можно разделить на постоянные и переменные. Существуют так называемые условно постоянные или условно переменные затраты. Например, оплата электроэнергии (используется и в технологическом процессе, и на нужды организации), зарплата продавцов (состоит из оклада и процентов от выручки). Факторный анализ проводится методом цепных подстановок:
Изменение прибыли за счет факторов:
Пример факторного анализа прибыли от продажи условного товара по российской методике и методом директ-костинг находит отражение в таблице.
Расчетные данные позволяют констатировать, что в отчетном году по сравнению с прошлым годом от продажи продукции получена прибыль, которая с учетом покрытия убытка прошлого года увеличилась на 136896,0 руб. На ее рост существенное влияние оказало повышение цены реализации на 159034,4 руб. За счет количества проданной продукции прибыль снизилась на 10056,1 руб., а за счет роста себестоимости единицы продукции на 1,2 руб. - на 12082,3 руб. Так как при продаже анализируемой продукции в базисном году был получен убыток, то увеличение объема продаж в расчетных данных способствует не росту, а сокращению дохода. Если проводить анализ расчетных значений показателей по методике директ-костинг, то видно, что снижение суммы постоянных затрат оказывает положительное влияние на сумму 17212,4 руб., а рост переменных издержек приводит к снижению прибыли на 51374,3 руб. Таким образом, компании следует уделить внимание прежде всего переменным затратам и сдерживать их рост. При факторном анализе прибыли от продажи продукции (работ, услуг) в целом по предприятию в расчет включают структуру реализованной продукции, которая может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов товаров в общем объеме ее продажи, то сумма прибыли возрастет, и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельных или убыточных товаров общая сумма прибыли уменьшится. Факторная модель прибыли от продажи продукции (работ, услуг) в целом по компании по методике директ-костинг: По расчетным значениям показателей разрабатывают приоритетные направления роста прибыли от продажи продукции (работ, услуг). Методика факторного анализа прибыли от продажи по формам бухгалтерской отчетностиИнформационной базой анализа служат формы бухгалтерской отчетности №2 и №5, с 2011 года вместо формы №5 необходимо использовать справку о затратах организации, служащей приложением к форме №2 «Отчет о прибылях и убытках». 1. Расчет выручки отчетного года в сопоставимых ценах (Вос):
2. Расчет прироста выручки за счет изменения объема производства (ΔВо):
3. Расчет прироста выручки за счет изменения цен (ΔВц):
Расчет удельного веса прибыли отчетного и предыдущего года в выручке (маржа прибыли) (М):
4. Расчет показателей ресурсоемкости предыдущего и отчетного периода в разрезе элементов затрат (материальные затраты, затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие затраты) (Ре):
5. Расчет изменений ресурсоемкости по элементам затрат (ΔРе):
Расчет прироста прибыли от изменения объема продаж (ΔПо):
Расчет прироста прибыли от изменения цен (ΔПц):
Расчет прироста прибыли от изменения ресурсоемкости (в разрезе перечисленных элементов) (ΔПре):
Расчет общего изменения прибыли (ΔПобщ):
6. Проверка правильности расчетов осуществляется сравнением прироста прибыли за счет факторов и абсолютного изменения прибыли по периодам:
Если прибыль от продаж растет за счет увеличения объема продаж и снижения ресурсоемкости, то можно говорить об эффективном менеджменте финансовых результатов деятельности организации. Фактором, влияющим на устойчивость прибыли, является и степень контролируемости расходов организации ее менеджментом, которую можно оценить через стабильность соотношений Расходы/Выручка. Если соотношения, рассчитанные в разрезе элементов затрат, стабильны, то это значит, что менеджмент эффективно контролирует расходы и управляет ими. В этом случае прибыль можно признать качественной по критерию контролируемости расходов, поскольку ее резкие колебания из-за изменения расходов маловероятны. В эффективно управляемой организации имеют место:
Список литературы:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тэги: |
- Прогнозирование прибыли на основе факторной модели
- Факторный анализ фондоотдачи
- Факторный анализ себестоимости
- Стохастический факторный анализ
- Факторный анализ, его виды и методы
0
Спам
1
fincontrollex
• 13:21, 26.08.2017
| |