» » »

Анализ ассортимента и структуры продукции

При анализе результатов хозяйственной деятельности предприятие должно учитывать ассортиментную политику и структуру выпуска продукции. При формировании ассортимента продукции компании учитывают, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении.

Систему формирования ассортимента составляют:

  1. Определение текущих и перспективных потребностей потребителей.

  2. Оценка уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции.

  3. Изучение жизненного цикла товара, принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий.

  4. Оценка экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Для оценки выполнения плана производства продукции по ассортименту применяется коэффициент, расчет которого производится путем деления общего фактического объема производства товаров, зачтенного в выполнение плана производства по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).

Проведем анализ ассортимента и структуры продукции на небольшом примере.

Таблица 1. Выполнение плана по ассортименту продукции
Тип продукции Объем производства
в запланированных ценах,
руб. без НДС
Выполнение
плана, %
Выпуск,
зачтенный в выполнение плана
по ассортименту
А 28 800 25 200 131,3 37 800
Б 33 600 33 264 99,0 33 264
В 19 201 40 936 115,7 22 222
Г 14 400 60 0,1 20
Всего 96 001 99 460 97,2 93 306

Из данных вышеприведенной таблицы следует, что план по ассортименту продукции выполнен на 97,2% (93306 / 96001 * 100%).

Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. Рассмотрим их подробнее. Внешние причины. К ним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние логистики, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей по независящим от организации причинам.

Внутренние причины связаны с недостатками в организации производства, высокой степенью износа основных фондов (как физическим, так и моральным), низкой культурой производства, недостатками в системе управления персоналом.

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных видов продукции в общем их выпуске.

Выполнить план по структуре производства – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов. Изменение структуры продукции оказывает большое влияние на все экономические показатели:

  • объем выпуска в стоимостной оценке;
  • материалоемкость;
  • себестоимость товарной продукции, прибыль;
  • рентабельность.

Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем всего выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низкорентабельной продукции.

Расчет влияния структуры продукции на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки (таблица 2), который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:

ВПпл = Vпл * УДпл * Цпл
ВПусл1 = Vф * УДпл * Цпл
ВПусл2 = Vф * УДф * Цпл
ВПф = Vф * УДф * Цф

ΔВПΔV = ВПусл1 – ВПпл
ΔВПΔУД = ВПусл2 – ВПусл1
ΔВПΔЦ = ВПф – ВПусл2
ΔВП = ΔВП ΔV + ΔВП ΔУД + ΔВПΔЦ = ВПф – ВПпл

Таблица 2. Факторный анализ структуры товарной продукции
Тип продукции Цена за ед., руб. Объем производства в натуральных показателях, шт. Товарная продукция в плановых ценах, руб. Изменение
товарной продукции
за счет структуры, руб.
Цпл Цф ПЛАН (Vпл) (УДпл) ФАКТ (Vф) (УДф) ПЛАН (ВПпл) (ВПусл1) (ВПусл2) ФАКТ (ВПф)
1 2 3 4 5 6 7 8 = гр.4 * гр.2 9 = 16440 * гр.5 * гр.2 10 = 16440 * гр.7 * гр.2 11 12 = гр.10 - гр.9
А 5 7,5 5 760 0,359 5 040 0,307 28 800 29 550 25 200 37 800 -4 350
Б 6 6 5 600 0,349 5 544 0,337 33 600 34 474 33 264 33 264 -1 210
В 7 3,8 2 743 0,171 5 848 0,356 19 201 19 701 40 936 22 222 21 235
Г 7,5 2,5 1 920 0,120 8 0,000 14 400 14 775 60 20 -14 715
Всего     16 023 1,000 16 440 1,000 96 001 98 499 99 460 93 306 961

Приведенные данные показывают что, изменение структуры продукции принесло компании дополнительную товарную выручку, в рассматриваемом периоде, в сумме 961 рубль.

Анализ ассортимента и структуры продукции на примере

Тэги: прибыль, рентабельность, анализ ассортимента, структура продукции
Версия для печати
Похожие материалы:
Комментарии 2
avatar
2
Красава, выручил!
avatar
1
Все вполне понятно и доступно, спасибо автору. 5+
avatar