Главная » Статьи » Финансовый анализ » Анализ в торговой организации

Анализ ассортимента и структуры продукции

При анализе результатов хозяйственной деятельности предприятие должно учитывать ассортиментную политику и структуру выпускаемой продукции. При формировании ассортимента продукции компании учитывают, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении.

Систему формирования ассортимента продукции составляют:

  1. Определение текущих и перспективных потребностей потребителей.

  2. Оценка уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции.

  3. Изучение жизненного цикла товара, принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий.

  4. Оценка экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Для оценки выполнения плана производства продукции по ассортименту применяется коэффициент (методика Савицкой Г.В.), расчет которого производится путем деления общего фактического объема производства товаров, зачтенного в выполнение плана производства по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).

Коэффициент выполнения плана по ассортименту = (Фактический выпуск / Выпуск изделий в стоимостном выражении по плану) х 100 %

Основными причинами влияющими на невыполнение плана по ассортименту продукции являются:

1. Внутренние причины связанные с: недостатками в организации производства; плохим техсостоянием оборудования; высокой степенью износа основных фондов (как физическим, так и моральным); низкой культурой производства; недостатками в системе управления и материального стимулирования персонала; аварии; простои; дефицит оборотных средств.

2. Внешние причины, к которым можно отнести: конъюнктура рынка; изменение спроса на отдельные виды продукции; состояние логистики; состояние материально-технического обеспечения; несвоевременный ввод в действие производственных мощностей по независящим от компании причинам

Компаниям с широким ассортиментом выпускаемых продуктов рекомендуется следующая методика определения выполнения плана по ассортименту (методика Шеремент А.Д.):

определение выполнения плана по ассортименту
Где, Qni - объем производства i-го изделия по плану; Qфi - объем производства i-го изделия фактически; m - число позиций ассортимента.

Увеличение выпуска (объема продаж) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных продуктов в общем их выпуске. Выполнить план по структуре производства – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

Изменение структуры выпускаемой продукции оказывает большое влияние на все экономические показатели компании, такие как: материалоемкость, объем выпуска в стоимостном выражении, себестоимость, прибыль и рентабельность.

Если увеличивается удельный вес более дорогого продукта, то объем его выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции.

Расчет влияния структуры выпускаемой продукции можно произвести способом цепной подстановки, который позволяет абстрагироваться от всех доугих факторов, кроме структуры выпуска:

ВПпл = Vпл * УДпл * Цпл
ВПусл1 = Vф * УДпл * Цпл
ВПусл2 = Vф * УДф * Цпл
ВПф = Vф * УДф * Цф

ΔВПΔV = ВПусл1 - ВПпл
ΔВПΔУД = ВПусл2 - ВПусл1
ΔВПΔЦ = ВПф - ВПусл2
ΔВП = ΔВП ΔV + ΔВП ΔУД + ΔВПΔЦ = ВПф - ВПпл

Также расчет можно произвести способом абсолютных разниц:

ВП = V * УД * Ц
ΔВПΔV = ΔV * УД * Цпл
ΔВПΔУД = Vф * ΔУД * Цпл
ΔВПΔЦ = Vф * УДф * ΔЦ
ΔВПΔV + ΔВПΔУД + ΔВПΔЦ = ΔВП

Рассмотрим небольшой пример анализа ассортимента и структуры продукции.

Для проведения анализа ассортимента выпускаемой продукции условной компании построим таблицу, позволяющую оценить выполнение плана по ассотрименту.

Таблица 1. Выполнение плана по ассортименту продукции

Тип продукции Объем производства
в запланированных ценах,
руб. без НДС
Выполнение
плана, %
Выпуск,
зачтенный в выполнение плана
по ассортименту
А 28 800 25 200 87,5% 25 200
Б 33 600 33 264 99,0% 33 264
В 19 201 40 936 213,2% 19 201
Г 14 400 60 0,4% 60
Всего 96 001 99 460 103,6% 77 725

Из данных вышеприведенной таблицы следует, что план по ассортименту продукции выполнен на 81,0% (77 725 / 96001 * 100%).

Изделия, выпускаемые сверх плана или не предусмотренные планом, в расчет выполнения плана по ассортименту не принимаются. План по ассортименту считается выполненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам изделий. План по ассортименту в рассматриваемом примере не выполнен.

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных видов продукции в общем их выпуске.

Выполнить план по структуре производства – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

Расчет влияния структуры продукции произведем методом цепной подстановки (таблица 2).

Таблица 2. Анализ структуры выпускаемой продукции способом цепной подстановки

Тип продукции Цена за ед., руб. Объем производства в натуральных показателях, шт. Товарная продукция в плановых ценах, руб. Изменение
товарной продукции
за счет структуры, руб.
Цпл Цф ПЛАН (Vпл) (УДпл) ФАКТ (Vф) (УДф) ПЛАН (ВПпл) (ВПусл1) (ВПусл2) ФАКТ (ВПф)
1 2 3 4 5 6 7 8 = гр.4 * гр.2 9 = 16440 * гр.5 * гр.2 10 = 16440 * гр.7 * гр.2 11 12 = гр.10 - гр.9
А 5 7,5 5 760 0,359 5 040 0,307 28 800 29 550 25 200 37 800 -4 350
Б 6 6 5 600 0,349 5 544 0,337 33 600 34 474 33 264 33 264 -1 210
В 7 3,8 2 743 0,171 5 848 0,356 19 201 19 701 40 936 22 222 21 235
Г 7,5 2,5 1 920 0,120 8 0,000 14 400 14 775 60 20 -14 715
Всего     16 023 1,000 16 440 1,000 96 001 98 499 99 460 93 306 961

Приведенные данные показывают что, изменение структуры продукции принесло компании дополнительную товарную выручку, в рассматриваемом периоде, в сумме 961 рубль.

Анализ ассортимента и структуры продукции выпускаемой продукции (.xls файл)

Подробный пример анализа ассортимента и структуры выпускаемой продукции.

Тэги: прибыль, рентабельность, анализ ассортимента, структура продукции
Версия для печати
Похожие материалы:
Комментарии 2
avatar
2 Максим • 17:43, 15.09.2013
Красава, выручил!
avatar
1 Татьяна • 08:23, 16.02.2013
Все вполне понятно и доступно, спасибо автору. 5+
avatar