»

Стратегическое управление прибылью

В российской практике традиционно считается, что эффективность деятельности любого предприятия характеризует прибыль, которая отражает текущие цели и на которую в большей степени обращают внимание руководители предприятий. Такое положение влияет и на психологию руководства, направленную в основном на приоритеты краткосрочного характера. Зарубежные же менеджеры в качестве показателя оценки бизнеса обычно рассматривают стоимость предприятия. Рассмотрим эти различия:

Схема №1. Подходы к оценке эффективности бизнеса
Подходы к оценке эффективности бизнеса

Методика расчета экономической добавленной стоимости (EVA) сочетает простоту, наглядность и возможность определения стоимости предприятия, а также создает механизм мотивации управленческого персонала по принятию эффективных инвестиционных решений. По нашему мнению, стоимость предприятия – более совершенный показатель, так как он в равной степени аккумулирует стоимость, созданную и прошлым, и настоящим трудом.

Роль экономической добавленной стоимости в оценке эффективности финансовой деятельности предприятия:

  • позволяет измерить действительную прибыльность предприятия, а также управлять им с позиции его собственников;
  • показывает руководителям предприятия, каким образом они могут повлиять на прибыльность;
  • отражает альтернативный подход к концепции прибыльности (переход от расчета рентабельности инвестированного капитала, измеряемой в процентном выражении, к расчету экономической добавленной стоимости, измеряемой в денежном выражении);
  • выступает инструментом мотивации менеджеров предприятия;
  • повышает прибыльность в основном за счет улучшения использования капитала, а не за счет направления основных усилий на уменьшение затрат на пользование капиталом;
  • использование показателя экономической добавленной стоимости в управленческом учете способствует повышению качества оценки эффективности деятельности российских предприятий.

В условиях рыночной экономики знание величины и динамики экономической добавленной стоимости позволяет владельцам компаний и инвесторам принимать обоснованные решения о вложении денежных средств в предприятие, анализировать стоимость и динамику их капитала, требуемый уровень доходности предприятия, а управленцам – определить, насколько эффективно они использовали доверенный им капитал и какую добавленную стоимость они заработали для собственников предприятия. Поэтому, на наш взгляд, в России концепцию экономической добавленной стоимости было бы целесообразно начинать внедрять не только на отдельных предприятиях во внутренних системах оценки эффективности и т.п., но и на государственном уровне – например, в качестве критерия при принятии решения относительно передачи части государственной собственности в управление. По мнению автора, положительный эффект применения показателя экономической добавленной стоимости заключается в том, что он позволяет корректировать действия собственников при принятии инвестиционных решений при различных его значениях.

Схема №2. Связь экономической добавленной стоимости с действиями собственников
Связь экономической добавленной стоимости

Главное, на что должны ориентироваться собственники, – это прирост или уменьшение рыночной стоимости предприятия над балансовой стоимостью.

Расчет экономической добавленной стоимости (EVA) ведется по следующим формулам:

EVA = IC * (ROIC - WACC)

где,
IC - инвестированный капитал;
ROIC - рентабельность инвестированного капитала, %;
WACC - средневзвешенные затраты на капитал, %;

ROIC = NOPLAT / IC

где, NOPLAT - чистая прибыль (убыток) от основной деятельности за вычетом налога на прибыль;

WACC = EC x dEC + LC x dLC

где,
EC - цена собственного капитала;
dEC - доля собственного капитала в структуре капитала;
LC - цена заемного капитала;
dLC - доля заемного капитала в структуре капитала.

Разница между показателями ROIC и WACC дает возможность судить об относительной эффективности использования капитала, т.е. определять, насколько эффективно используется капитал в компании по сравнению с альтернативными вариантами инвестиций.

Бухгалтерская прибыль и основанные на ней показатели деятельности фирмы имеют и существенные недостатки. Такие показатели не могут применяться для постановки целей деятельности фирмы. Кроме того, бухгалтерская отчетность не отражает полную стоимость современной компании. В учитываемые активы не включен целый ряд ресурсов, которые приносят доход. К подобным ресурсам относятся: вложения в НИОКР, в обучение персонала, инвестиции в создание и продвижение торговой марки, в реорганизацию бизнеса. Все эти ресурсы относятся к элементам капитала, но не признаются активами в соответствии со стандартами учета и не участвуют в расчете бухгалтерской прибыли. С точки зрения стратегического анализа и стратегического управления эти ресурсы важно учитывать при определении размера используемого капитала.

Концепция экономической добавленной стоимости, на наш взгляд, должна применяться в совокупности с системой бюджетирования (прогнозированием будущих финансовых показателей, денежных потоков, потребности в финансовых средствах, базирующимся на модели, в том числе и бухгалтерской, функционирования предприятия). Поэтому целесообразно формировать прогнозный баланс, характеризующий те параметры, которыми должно обладать предприятие через определенный промежуток времени, например, через год. Прогнозный баланс должен выполнять стратегическую функцию в финансовом управлении.

Достаточно распространенной является ситуация, когда собственники в качестве стратегических целей выдвигают требования к размеру выручки, рентабельности и ликвидности. Для того чтобы спланировать деятельность предприятия, по мнению автора, необходимо сначала определить целевое значение выручки, сопоставляя его с достижимым темпом роста объема продаж.

Особенности применения методики EVA на примере

Предполагается, что выручка компании должна увеличиться минимум на 50% спустя 3 года и составить по меньшей мере 690000 тыс. руб. и показатели рентабельности продаж, соотношения собственных и заемных средств, а также эффективности использования активов компании должны быть сохранены на уровне планируемого года. Кроме этого, в 2007г. инвестиции в основные средства составят 5000,0 тыс. руб., а в 2008 и 2009 годах – по 7000,0 тыс. руб.

Модель достижимого роста позволяет оценить максимально возможный темп увеличения объемов продаж компании при заданных ограничениях. В качестве ограничений используются такие показатели деятельности предприятия, как рентабельность продаж, оборачиваемость активов, соотношение собственных и заемных средств.

Коэффициент достижимого роста (Кд) определяется на основании данных баланса и отчета о прибылях и убытках за предшествующий год по формуле:

Кд = [(Ск + НСк - Д) x (1 + Л) x О/Во] / [1 - Р x (1 + Л) x О]

где,
Ск - размер собственного капитала в предшествующем году, тыс. руб.;
НСк - собственный капитал, который компания планирует привлечь, например, за счет дополнительной эмиссии акций, в будущем году, тыс. руб.;
Д - сумма дивидендов за год, которые будут выплачены в следующем году, тыс. руб.;
Л - финансовый рычаг (отношение заемных средств к собственным);
О - оборачиваемость активов (отношение выручки к активам);
Во - выручка компании за предшествующий год, тыс. руб.;
Р - рентабельность продаж, %.

Если после прогнозирования выручки выясняется, что стратегические цели по объему продаж не могут быть достигнуты, следует скорректировать либо стратегию бизнеса, либо использованные при расчете коэффициента достижимого роста ограничения (рентабельность, оборачиваемость и т.д.). Иными словами, с помощью модели достижимого роста можно оценить выполнимость поставленных стратегических целей.

После того как были обозначены стратегические цели бизнеса, необходимо рассчитать достижимый объем продаж за 2007-2009 гг.

Таблица №1. Расчет выручки за 2007 год
№ п/п Наименование показателя Значение
1 Собственный капитал, тыс. руб. 90902,00
2 Выручка, тыс. руб. 343400,00
3 Рентабельность продаж, % 6,27
4 Финансовый рычаг, % 189,30
5 Оборачиваемость активов, % 76,58
6 Коэффициент достижимого роста выручки в 2007г. 0,59
7 Выручка за 2007г., тыс. руб. (Выручка за 2006г. * (1 + Коэффициент достижимого роста выручки в 2007г.) 546006,00

Далее рассчитаем прогнозный баланс воспользовавшись следующими исходными данными (таблица №2).

Таблица №2. Исходные данные
№ п/п Наименование показателя 2006г. 2007г. 2008г. 2009г.
1 Выручка, тыс. руб. 343400,0 546006,0 868149,5 1380358,0
2 Собственный капитал, тыс. руб. 90902,0 144534,2 229809,3 365396,9
3 Инвестиции в основные средства, тыс. руб. - 7000,0 10000,0 10000,0
4 План привлечения долгосрочного финансирования, тыс. руб. - 10000,0 10000,0 10000,0

Таблица №3. Проект баланса, тыс. руб.
Наименование показателя 2006г. 2007г. 2008г. 2009г. Примечания
1 Основные средства 107603,0 114603,0 117603,0 129603,0 Основные средства в 2006 г. + запланированные инвестиции
2 Долгосрочные финансовые вложения 0,0 0,0 0,0 0,0 Не запланированы, поэтому не учитываются
3 Итого внеоборотные активы 107603,0 114603,0 117603,0 129603,0 cтрока 1 + строка 2
4 Итого оборотные активы 155378,0 333807,9 595370,4 1004025,0  
5 Баланс 262981,0 448410,9 712973,4 1133628,0 Выручка/оборачиваемость (табл. 1, строка 5)
6 Уставный и добавочный капитал 93361,0 93361,0 93361,0 93361,0 В соответствии со стратегией остается неизменным
7 Нераспределенная прибыль 2459,0 51173,2 136448,4 272035,9  
8 Итого собственный капитал 90902,0 144534,2 229809,4 365396,9  
9 Долгосрочные кредиты и займы 59747,0 69747,0 79747,0 89747,0 Долгосрочные кредиты 2006 г. + запланированное привлечение средств
10 Краткосрочные обязательства 112332,0 234129,8 403417,1 678483,9  
11 Баланс 262981,0 448410,9 712973,4 1133628,0  

Основной недостаток проекта баланса заключается в том, что в нем представлены, как правило, только итоговые суммы по таким статьям, как «Оборотный капитал», «Краткосрочные обязательства» и т.д. Для того чтобы проект баланса можно было непосредственно использовать, необходимо его детализировать при помощи модели процентов от продаж (выручки), которая позволяет уточнить значения статей прогнозного баланса на ближайший год (таблица 4), а также сформировать бюджет доходов и расходов (таблица 5). Согласно этой модели удельный вес (в процентах от выручки) определяемых статей сохраняется на уровне отчетного периода. Для составления максимально детализированного баланса на следующий год нужно рассчитать оборачиваемость для каждой статьи баланса в истекшем периоде.

В результате статьи прогнозного баланса, которые не были определены на предыдущем этапе, исчисляются как произведение оборачиваемости в предшествующем году на планируемый объем выручки. По аналогии составляется бюджет доходов и расходов. Стоит отметить, что не все оставшиеся неопределенными статьи баланса меняются так же, как и объем продаж, поэтому они выступают в качестве «балансирующих», т.е. рассчитываются по остаточному принципу. В нашем примере это «Краткосрочные финансовые вложения» и «Краткосрочные кредиты и займы».

На основании установленных коэффициентов достижимого роста и планируемых на его основании показателей выручки предприятия определим экономическую добавленную стоимость компании в стратегической перспективе.

Таблица №6. Методика расчета экономической добавленной стоимости
Показатель Год
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Выручка 256150,0 270000,0 295600,0 340000,0 325850,0 360370,0 343400,0 546006,0 868149,5 1380358,0
NOPLAT 14300,0 15800,0 16500,0 18500,0 18100,0 23500,0 21537,6 34193,1 45000,0 60000,0
Инвестированный капитал 160000,0 180000,0 200000,0 230000,0 250000,0 350000,0 461000,0 480000,0 550000,0 670000,0
ROIC 8,9 8,8 8,3 8,0 7,2 6,7 4,7 7,1 8,2 9,0
WACC 7,9 8,1 8,2 8,4 8,2 8,6 8,7 9,0 8,9 9,1
(ROIC-WACC) 1,0 0,7 0,1 -0,4 -1,0 -1,9 -4,0 -1,9 -0,7 -0,1
EVA 1660,0 1220,0 100,0 -820,0 -2400,0 -6600,0 -18569,4 -9006,9 -3950,0 -970,0

Из вышеприведенной таблицы видно, что EVA предприятия отрицательна почти в течение всего рассматриваемого периода. Это означает, что компания не создала стоимости, а напротив, теряла ее в это время. Однако компания получала бухгалтерскую прибыль в данный период, об этом свидетельствуют положительные показатели NOPLAT. Различие в динамике показателей NOPLAT и EVA объясняется тем, что показатель NOPLAT отражает только непосредственно прибыль, полученную предприятием, а EVA учитывает как не отраженную в бухгалтерском отчете информацию об активах, так и общую стоимость капитала, а также отдачу (прибыльность) от его использования.

Проведенные расчеты подтвердили, что для принятия оптимальных стратегических управленческих решений рекомендуется не только использовать данные по бухгалтерской прибыли, но и проводить комплексный анализ в совокупности с концепцией экономической добавленной стоимости для получения реальной картины деятельности предприятия.

На основании сказанного выше можно сделать следующие выводы:

  • стратегические цели по выручке предприятия необходимо сопоставлять с прогнозным значением выручки, определенной на основе коэффициента достижимого роста. В случае превышения стратегического показателя над возможно достижимым следует осуществлять корректировку стратегических показателей деятельности предприятия;
  • при составлении баланса на прогнозируемый период предлагается для детализации отдельных статей применять рассмотренную модель процентов от продаж (выручки);
  • динамика показателя NOPLAT может кардинально отличаться от динамики показателя EVA;
  • увеличение показателя EVA свидетельствует о росте стоимости компании, снижение – о потере стоимости.

Разработанная методика определения и стратегического управления прибылью с позиции концепции стоимости, на наш взгляд, полностью отражает основные тенденции современного рынка и развития бизнеса, охватывая полный цикл планирования финансовых показателей для своевременного принятия управленческих решений. Использованные методики, а именно модель достижимого роста и модель процента от продаж, подтвердили свою значимость в сочетании с наглядностью и простотой и могут быть рекомендованы как составляющие концепции управления стоимостью предприятия.

Автор: И.А. Канушина, Аспирант Московского государственного университета пищевых производств.
Опубликовано в журнале «Современный бухучет» 6/2007
Версия для печати
Похожие материалы:
Комментарии 1
avatar
1
Nothing I could say would give you undue criedt for this story.
avatar