Главная » Аналитика

Финансовый анализ, его роль и методы проведения

Главным объектом анализа финансового состояния считается деятельность любой отдельной компании либо их объединений. Субъектами анализа могут выступать и хозяйствующие структуры, и их контрагенты: коммерческие банки, другие компании, аудиторские конторы, местные и центральные аппараты управления, реальные и возможные партнеры, прочие физические и юридические лица.

Действительно, чтобы дать оценку финансового состояния организации и определить возможные пути ее развития, необходимо проанализировать не только бухгалтерский баланс и другие отчетные материалы самого предприятия, но и описать экономическое положение его деловых партнеров, оценить конкурентов, провести маркетинговое исследование конъюнктуры рынка и т. д.

Оценка баланса и финансовой отчетности дает возможность определить общее финансовое состояние, степень ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости, деловитый активности, надежности, уровень рискованности отдельных вариантов деятельности, обнаружить источники собственных, заемных и привлеченных средств, структуру их размещения на установленную дату либо за определенный период, а еще определить специализацию деятельности компании.

Экономический анализ включает в себя:

  • оценку состояния результатов деятельности организации на момент проведения анализа;
  • сравнение состояния и результатов деятельности за рассматриваемый период;
  • сопоставление итогов деятельности с результатами работы конкурентов;
  • обобщение результатов анализа и подготовку рекомендаций для принятия управленческих решений, направленных на повышение эффективности операционной деятельности компании.

Информацию, необходимую для проведения финансового анализа, можно сгруппировать следующим образом:

  • бухгалтерская финансовая отчетность;
  • учредительные и финансовые документы: учредительный договор, устав банка, список акционеров, лицензии, аудиторские заключения, годовые отчеты, оперативная информация;
  • информация в средствах массовой информации: рейтинги, аналитические и деловые статьи;
  • информация, полученная у третьей стороны;
  • заключение специализированных агентств, мнение экспертных групп, специалистов, отзывы покупателей и поставщиков.

Проведение финансового анализа, как правило, осуществляется в несколько этапов, отличающихся по составу и трудоемкости работ, массивам обрабатываемой информации и времени проведения.

Рисунок 1. Этапы финансового анализа
Этапы финансового анализа

1 этап – предварительный – предполагает постановку цели и задач анализа; проверку достоверности информации и отбор исходных данных; группировку, комбинирование и структурирование информации; расчет абсолютных и относительных показателей.

2 этап – аналитический – предусматривает интерпретацию полученных материалов путем оценки динамики, структуры показателей, их группировки и т. п.; сопоставление финансового положения предприятиями с результатами анализа конкурентов и контрагентов; изложение результатов анализа.

3 этап – заключительный – посвящен оценке уровня и качества менеджмента; выработке прогнозов и рекомендаций. Главная особенность построения этапов – их логическая взаимосвязь, которая предполагает движение от начального этапа к конечному, от более простого к более сложному.

Каждый предыдущий этап является базой для последующего этапа, каждый следующий этап является логическим завершением предыдущего. Именно поэтому очевидно, что качество анализа и его результаты зависят от правильности определения приоритетов на каждом из этапов.

Следует отметить, что к методам финансового анализа относят:

  • структурный анализ отчетности (позволяющий рассчитать удельные веса и относительные показатели);
  • метод группировки абсолютных коэффициентов для расчета относительных показателей и исчисления финансовых показателей;
  • нормативный метод (расчет нормативов коэффициентов);
  • метод оценки уровня показателей по сравнению с базой (динамическое сопоставление показателей), по отношению к уровню по сопоставимой группе.
Рисунок 2. Методы финансового анализа
Методы финансового анализа

К части особенно популярных приемов анализа относится способ группировки, дающий путем систематизации данных баланса возможность разобраться в сути анализируемых явлений и процессов. В процессе анализа используются группировки счетов баланса с точки зрения выделения собственных, заемных и привлеченных ресурсов; разновидностей доходов; затрат и прибыли. Статьи могут быть еще сгруппированы по степени ликвидности, уровню прибыльности и стоимости и др.

Количественную взаимосвязь между различными статьями, разделами или группами статей баланса позволяет выявить метод коэффициентов. При применении этого метода определяется удельный вес определенной статьи или группы статей в общем объеме актива или пассива либо в соответствующем разделе. Необходимо рассматривать показатели в динамике, чтобы убедиться в устойчивости или случайности ситуации.

Целесообразен также факторный анализ существенных отклонений. При устойчивой отрицательной тенденции такой анализ осуществляется на ряд дат, чтобы установить причины отклонений. Наиболее широко для этих целей применяются статистические методы анализа: метод группировки, сравнения и коэффициентов (арифметических разниц).

Применение метода сравнения дает возможность найти причины и степень воздействия динамических изменений и отклонений по статьям баланса на ликвидность и рентабельность деятельности, а еще обнаружить резервы увеличения прибыли. Сравнительный анализ позволительно производить за определенный период деятельности не только одной компании (внутренний сравнительный анализ), но и сопоставление отчетности 2-ух и более подобных субъектов (внешний сравнительный анализ). Чем шире область сравниваемых организаций, тем богаче способности раскрытия, а затем и распространения передового опыта. Прием сравнения разрешено применять еще для сопоставления аналогичных плановых и фактических показателей.

Методы коэффициентов, сравнения и группировки могут использоваться параллельно. Активные (пассивные) балансовые счета могут сопоставляться как с аналогичными счетами балансов предыдущих периодов, так и с противоположными счетами по пассиву (активу), сгруппированными по общим экономическим контрагентам либо единым срокам или видам операций.

Одним из методов наглядного изображения результатов анализа является метод табулирования. В данном случае важно определить виды и число таблиц, которые будут оформляться по итогам проведенного исследования.

Другой метод – графический, который позволяет в виде диаграмм, кривых распределения и т. д. сопоставлять итоговые данные экономического анализа. Графический анализ чаще всего используют для прогнозирования цен, определения времени покупки и продажи ценных бумаг на рынке, для диверсификации инвестиций с применением корреляционно-регрессионного и дисперсионного анализа, а также снижения рисков.

Метод системного анализа является наиболее эффективным на современном этапе. Он позволяет решать сложные управленческие задачи, основываясь на обработке целых массивов данных, а не отдельных информационных фрагментов. Использование данного метода возможно при условии применения ЭВМ. При этом анализ становится глубже, эффективнее и результативнее.

Метод элиминирования позволяет выявить влияние отдельных факторов на обобщающий показатель, путем устранения влияния других факторов. Один из приемов элиминирования – метод ценных подстановок. Условием его применения являются наличие мультипликативной формы связи, при которой факторы выступают сомножителями.

При использовании метода абсолютных разниц рассчитывают изменения результативного показателя под влиянием каждого отдельного фактора. При этом величину отклонения фактического значения фактора от базового (бизнес-плана) умножают на фактические значения всех факторов, предшествовавших рассматриваемому, и на базисные – всех последующих факторов.

Метод относительных разниц состоит в том, что приращение результативного показателя под влиянием какого-либо фактора определяют, умножая базисное значение результата на индексы выполнения бизнес-плана всех факторов, предшествующих рассматриваемому в аналитической формуле и на уменьшенный, на единицу индекс выполнения бизнес-плана по рассматриваемому фактору.

Выбор тех или иных методов анализа обуславливается задачами которые ставятся перед аналитическими службами. Кроме того виды анализа также зависят от целей проводимого исследования.

Автор: Д. Г. Бженникова Северо-Кавказский государственный технический университет www.ncstu.ru

Версия для печати
Похожие материалы:
Комментарии 2
avatar
1 имя • 18:48, 13.12.2010
Не плохо было бы удалить одни и те же абзацы из статьи
avatar
2 eservise08 • 19:23, 13.01.2011
Спасибо за замечание, устраняем
avatar