»

Регрессионный анализ в оценке бизнеса

Бизнес (коммерческая организация) обладает всеми признаками товара и может быть объектом купли-продажи. Однако надо учитывать, что это товар особого рода, особенности которого обусловливают принципы, подходы и методы его оценки.

Особенности бизнеса (коммерческой организации) как товара

Во-первых, это товар инвестиционный, т.е. товар, вложения в который осуществляются с целью получения прибыли в будущем. Затраты и получение доходов в этом случае разъединены во времени. Причем размер ожидаемой прибыли величина неизвестная, имеет вероятностный характер, поэтому инвестору надо учитывать риск возможных потерь. Если будущие доходы с учетом времени их получения оказываются меньше издержек на приобретение инвестиционного товара, он теряет свою инвестиционную привлекательность. Текущая же стоимость будущих доходов, которые может получить собственник от данного бизнеса, представляет собой его рыночную стоимость.

Во-вторых, коммерческая организация является системой, но продаваться могут как система в целом, так и отдельные ее подсистемы и даже элементы. Фактически товаром становится не сам бизнес, а отдельные его составляющие, и оценщик определяет рыночную стоимость отдельных активов.

В-третьих, потребность в бизнесе как товаре зависит от процессов, происходящих внутри бизнеса и во внешней среде. Причем, с одной стороны, нестабильность в экономике приводит бизнес к неустойчивости, с другой – его неустойчивость ведет к дальнейшему нарастанию нестабильности в экономике в целом. Из этого вытекает еще одна особенность бизнеса как товара – потребность в регулировании бизнеса и процесса его оценки, а также необходимость учитывать при оценке качество управления бизнесом.

В-четвертых, учитывая особое значение устойчивости бизнеса для сохранения стабильности в обществе, необходимо участие государства в регулировании не только оценки бизнеса, его купли-продажи, но и формирования рыночных цен на бизнес, особенно если речь идет о предприятии с государственной долей в капитале.

Методы оценки рыночной стоимости бизнеса

Оценку рыночной стоимости бизнеса осуществляют с помощью трех основных подходов: доходного, сравнительного и затратного. Каждый подход позволяет подчеркнуть особые характеристики объекта [2].

При доходном подходе во главу угла ставится доход как основной фактор, определяющий величину стоимости объекта. Чем больше доход, приносимый объектом оценки, тем больше величина его рыночной стоимости при прочих равных условиях. Здесь имеют значение продолжительность периода получения возможного дохода, степень и вид рисков, сопровождающих данный процесс. Доходный подход – это исчисление текущей стоимости будущих доходов, которые возникнут в результате использования собственности и возможной дальнейшей ее продажи. В данном случае применяется принцип ожидания.

Доходный подход, как правило, является наиболее подходящей процедурой для оценки бизнеса, однако целесообразно бывает использовать также сравнительный и затратный подходы.

Сравнительный подход особенно эффективен, когда существует активный рынок сопоставимых объектов собственности. Точность оценки зависит от качества собранных данных, так как, применяя данный подход, оценщик должен собрать достоверную информацию о недавних продажах сопоставимых объектов.

Затратный подход наиболее применим для оценки предприятий, имеющих разнородные активы, в т.ч. финансовые, а также когда бизнес не приносит устойчивый доход. Методы затратного подхода целесообразно использовать и при оценке специальных видов бизнеса, страхования.

Следует отметить, что ни один из перечисленных подходов и методов не исключает другие, все они скорее дополняют друг друга. Обычно при оценке стоимости организации в зависимости от поставленных условий, состояния самого объекта и состояния экономической среды используют сочетание двух-трех методов, наиболее подходящих в данной ситуации.

Однако использование любого из методов оценки рыночной стоимости требует выполнения определенных, зачастую достаточно сложных и трудоемких расчетов.

Все акционерные компании можно разделить на две группы: компании, акции которых находятся в обращении на фондовых рынках; компании, акции которых не представлены на фондовых рынках.

К первой группе относится большинство зарубежных компаний, ко второй – большинство отечественных компаний.

В силу этого актуальным становится вопрос об оценке капитализации компании, т.е. определении стоимости компаний, акции которых пока еще не обращаются на фондовом рынке.

Метод регрессионного анализа оценки рыночной стоимости бизнеса

Оптимальным вариантом, существенно упрощающим процедуру расчетов и вместе с тем, не снижающим объективность оценки стоимости компании, является применение экономико-математических методов и, прежде всего, метода регрессионного анализа, который достаточно широко используется в экономических исследованиях и расчетах.

Формирование и использование экономико-математических моделей в оценке объектов предусматривает последовательное прохождение следующих этапов:

  1. формирование пакета исходных данных, т.е. отбор параметров (финансово-экономических показателей) по нескольким компаниям, акции которых котируются на фондовом рынке (при этом обязательным условием является наличие параметра (функция y) – рыночная стоимость компании);

  2. формирование экономико-математических моделей, характеризующих аналитическую связь функции (y – рыночная стоимость) с наиболее значимыми аргументами – финансово-экономическими показателями (x);

  3. расчет рыночной стоимости компании и, прежде всего, компаний, акции которых не котируются на фондовом рынке.

Метод регрессионного анализа позволяет учесть ряд факторов (параметров), обусловливающих какую-либо экономическую величину, и установить аналитическую форму этой взаимосвязи.

Остановимся более подробно на перечисленных этапах формирования регрессионной модели.

Предложенная в настоящей статье методика, базирующаяся на анализе рынка компаний соответствующей отрасли (телекоммуникации) и построении модели множественной линейной положительной регрессии, обладает преимуществами по сравнению с традиционными методами оценки рыночной стоимости бизнеса:

  • предложенная модель является комбинацией известных подходов к оценке бизнеса: доходного (чистая прибыль), затратного (среднегодовая стоимость чистых активов), сравнительного (коэффициенты модели рассчитаны на основе данных соответствующего сегмента рынка);
  • в отличие от традиционных методов установлена зависимость рыночной стоимости восьмой компании от нескольких факторов (чистой прибыли, чистых активов) при условии определения коэффициентов модели на основе данных телекоммуникационных компаний.

Источник: Графова Г.Ф., Графов А.В., Шахватова С.А., Использование методов регрессионного анализа при оценке бизнеса // Аудитор, 2014, №12)

Версия для печати
Похожие материалы:
Комментарии 0
avatar