Главная » Аналитика

Практика применения Activity Based Costing в телекоммуникационных компаниях

Сегодня телекоммуникационные компании руководствуются Приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 02.05.2006 №54, при организации учета затрат.

Калькулирование полной себестоимости оказываемых услуг предприятиями связи осуществляется попроцессным методом. При этом выделяют 4 группы процессов:

  • основную группу процессов;
  • вспомогательные производственные процессы;
  • совместные производственные процессы;
  • обслуживающие процессы.

Распределение затрат на себестоимость услуг после их аккумулирования на счетах и субсчетах аналитического учета осуществляется пропорционально базам распределения. Зачастую при формировании баз распределения возникает проблема несоответствия значений применяемых показателей по причине несовершенства биллинговой системы. Также следует отметить тот факт, что система баз распределения за последнее десятилетие не пересматривалась, несмотря на то, что сфера связи характеризуется инновационным направлением развития. В результате в настоящее время распределение расходов по услугам осуществляется недостаточно точно.

Адаптация Activity Based Costing позволит усовершенствовать применяемую методику формирования себестоимости телекоммуникационной услуги.

Система ABC (Activity Based Costing) или функционально-стоимостный анализ (ФСА) позволяет принимать обоснованные решения в области ценообразования. Кроме того, при постановке перед системой такой цели можно выявить бизнес-процессы или функции, которые целесообразно передать на аутсорсинг.

Практическое применение ABC, так же как и традиционных подходов к учету затрат, начинается с оценки ресурсов хозяйственной деятельности и их классификации. Традиционные методы управленческого учета затрат далее переходят к распределению прямых и косвенных затрат и формированию статей калькуляции. Activity Based Costing нацелена на дальнейшую детализацию затрат по бизнес-процессам и видам деятельности.

Эта особенность системы как нельзя лучше отвечает задачам системы управления телекоммуникационной компании в связи со спецификой технологии оказания телекоммуникационных услуг.

Телекоммуникационные услуги – это продукты одновременного использования нескольких видов ресурсов. Для оказания услуг телекоммуникационной компании, так же как и многим промышленным компаниям, необходимы основные средства, материальные запасы, трудовые и финансовые ресурсы. Для обеспечения бесперебойного оказания услуг компания осуществляет капитальные вложения в специализированное оборудование (прокладку волоконно-оптических, воздушных и других кабелей связи и т.д.), компьютерное оборудование и программное обеспечение. Также оказание услуг невозможно без квалифицированного персонала, способного обслуживать данное оборудование и совершенствовать технологический процесс.

При осуществлении основной деятельности производственным предприятием для каждого отдельного вида продукции предусмотрено соблюдение определенной технологии, которая частично или полностью по всем процессам отличается от технологии производства другого вида продукции. В деятельности телекоммуникационной компании существует особенность, которая отличает ее от любой другой производственной организации. Эта особенность заключается в том, что один процесс передачи информации по линиям связи (т.е. одновременное совокупное использование указанных выше ресурсов) приводит к потреблению клиентами компании различного вида телекоммуникационных услуг: фиксированной голосовой связи, услуг Интернета, интерактивного телевидения и т.д.

Целесообразность применения системы ABC в телекоммуникационной компании в связи с этой особенностью основывается на том, что в соответствии с данной системой причиной затрат является деятельность, а продукт (объект калькулирования) – это результат деятельности.

При внедрении системы ABC в деятельность телекоммуникационной компании также должны быть учтены особенности в поведении затрат. В телекоммуникационных компаниях отсутствует незавершенное производство, так как услуга потребляется сразу же по мере ее оказания. В структуре затрат телекоммуникационных компаний преобладают трудовые затраты, амортизация и затраты на вспомогательные материалы для ремонта оборудования сетей и линий связи.

При формировании системы управленческого учета расходов телекоммуникационных компаний на основе процессного подхода следует учесть, что значительное количество бизнес-процессов будет связано с текущим обслуживанием, ремонтом, содержанием оборудования сетей связи.

Источник: Вахрушева О.Б., Гибельнева Е.А. Вопросы практического применения ABC-системы в телекоммуникационных компаниях // Международный бухгалтерский учет. 2015. №5

Версия для печати
Похожие материалы:
Комментарии 0
avatar