»

Организационный аспект управления финансовой устойчивостью

При отсутствии собственных источников в денежной форме предприятие вынуждено «нецелевым» образом использовать заемные средства, а это, безусловно, не способствует улучшению его финансово-экономического состояния и негативно влияет на финансовую устойчивость предприятия.

Под «нецелевым» использованием заемных средств как правило подразумевается что, когда средства под вполне конкретные и обоснованные цели, например, оплату сырья и материалов, берутся не с той «полочки», с которой следовало бы (причина банальна: данная «полочка» пуста), а с той, которая заполнена, но предназначена под другие цели, скажем, выплату заработной платы и налогов.

Поэтому, для того чтобы вырученные средства за реализованную продукцию (работы, услуги) использовались по целевому назначению, необходимо составлять плановую калькуляцию затрат на весь планируемый портфель заказов.

Калькулирование (от лат. calculatio – счет, подсчет) это система расчетов, с помощью которых определяется себестоимость всей товарной продукции и ее частей, себестоимость конкретных видов изделий, сумма затрат отдельных подразделений предприятия на производство и реализацию продукции.

Рассмотрим основные виды калькуляций

вид калькуляции

В результате в сводной плановой калькуляции каждая статья получает не только стоимостную, а, в отдельных случаях, и натурально-вещественную, оценку (по статьям сырья, материалов, топлива, энергии), но и свой удельный вес по отношению к общей величине выручки.

Руководствуясь этими удельными весами, выручка и авансы полученные распределяются по отдельным «полочкам», каждая из которых имеет свое целевое назначение – отдельная статья сводной калькуляции. В силу этого, каждая статья сводной калькуляции получает свой источник финансирования. Становится понятным, сколько заработанных средств может быть направлено на оплату сырья и материалов, выплату заработной платы, перечисление налогов и неналоговых платежей, процентов по кредиту и возврат самого кредита. Прибыль, заложенная в плановую калькуляцию, также получает денежное наполнение.

Само собой разумеется, что такое распределение в соответствии со структурой плановой калькуляции должно распространяться на все поступающие суммы со стороны, пока не будет получена вся выручка.

Отсюда следует, для того чтобы не было путаницы: что оплачивать в первую очередь – сырье и материалы, заработную плату или налоги – необходимо строго придерживаться принятой структуры сводной калькуляции и не допускать использования одних источников в ущерб другим.

Такое представление механизма образования и использования сначала заемных, а затем собственных денежных средств делает «прозрачным» процесс движения денежных средств, а каждая статья затрат получает конкретное содержание. При этом по каждой статье устанавливается верхний предел, выход за который может привести к перерасходу предусмотренного источника и, следовательно, уменьшению прибыли и собственного капитала в денежной форме.

Придерживаясь принятой технологии распределения денежных средств, создается надежная гарантия, что:

  1. калькуляции на отдельные виды продукции (работ, услуг) составлены верно и экономически обоснованы;
  2. сводная калькуляция на весь планируемый выпуск продукции учитывает все затраты, что подтверждается анализом отчетных данных и фактического расхода на плановый объем производства;
  3. сводная калькуляция на стадии составления планового портфеля заказов позволяет определить точку безубыточности, учесть отпускные цены, а в случае необходимости скорректировать отдельные калькуляции и статьи затрат;
  4. фактические затраты находятся в соответствии с плановой калькуляцией и строго контролируются;
  5. оплата постатейных затрат производится в рамках имеющегося источника, необходимость в установлении очередности платежей отпадает, а работа предприятия становится ритмичной.

При таком подходе на основе сводной калькуляции создается и сводный баланс движения денежных средств. Поступления и расходования этих денежных средств в увязке с временным графиком и установленными ограничениями способствуют тому, что денежные потоки систематизируются и находятся в соответствии с принятыми договорными обязательствами перед сторонними организациями, рабочими и служащими, бюджетом и фондами, банками и акционерами как по сумме обязательств, так и по срокам их исполнения.

В результате в одном и том же балансе движения денежных средств одновременно сочетаются:

  • поступления денежных средств от покупателей продукции (работ, услуг) как по сумме, так и по срокам;
  • расходования денежных средств по оплате продукции (работ, услуг) сторонних организаций также находятся в соответствии с установленными сроками и суммами;
  • платежный график по расчетам с рабочими и служащими;
  • платежный график по расчетам с бюджетом и фондами;
  • платежный график по оплате процентов за кредит и возврату самого кредита.

Следовательно, из такого баланса непосредственно вытекают дни или периоды, в которые необходимо осуществлять платежи, а собственных средств для этого нет. Отсюда возникает потребность в кредите, которая получает экономическое обоснование. И наоборот, если имеется избыток собственных средств, то может быть поставлен вопрос об их выгодном вложении.

Однако необходимо отметить, что и баланс движения денежных средств, и распределение этих средств в соответствии с установленными параметрами на основе сводной калькуляции должны содержать в себе в обязательном порядке блок обменных операций. Без этого блока невозможно показать движение собственного капитала, а в его составе – денежной и не денежной составляющей. Это связано с тем, что без определения конкретной величины собственного капитала в денежной форме нельзя объективно судить о финансовом положении предприятия. В свою очередь, обменные операции, как раз, создают необходимые гарантии, что учет собственного капитала будет проведен правильно, а баланс движения собственных денежных средств привязан к аналитическим финансовым таблицам.

Таким образом, работа с плановой калькуляцией и составление баланса движения денежных средств дают все основания для организации и осуществления текущего управления финансовой устойчивостью предприятия. А результативность этого управления прослеживается через аналитические финансовые таблицы и балансы. Но эти инструменты управления финансовой устойчивостью являются больше организационными, чем оперативными.

Автор: Алексей Васильевич Гpaчeв, кандидат экономических наук, доцент Академии управления РАГС при Президенте РФ.
Источник: Элитарум: Центр дистанционного образования

Версия для печати
Похожие материалы:
Комментарии 0
avatar