Главная » Аналитика

Оценка экономического потенциала предприятия

В литературе можно найти различные толкования понятия экономического потенциала – от узкого его понимания как годового объема производства до таких всеобъемлющих категорий, как социально-экономическая система.

Экономический потенциал является многоуровневым и многоаспектным объектом исследования, т.е. по признаку обособления производственных сил экономический потенциал можно разделить на потенциал страны, потенциал отрасли, потенциал региона, потенциал предприятия. Экономические потенциалы разных уровней различаются составом и размерами обособления ресурсов, которые определяются спецификой производства и спросом на продукцию.

В настоящее время термин «экономический потенциал» чаще встречается применительно к макроэкономике, тогда как экономический потенциал хозяйствующих субъектов определяет потенциал региона, отрасли и в целом России.

Экономический потенциал предприятия, по мнению И.А. Гуниной, представляет собой систему, включающую в себя совокупность кадровых, финансовых, производственных, инновационных, информационных и др. потенциалов (возможностей), направленных на обеспечение долгосрочного экономического развития предприятия на основе принятых к реализации стратегий [1].

Структура экономического потенциала предприятия

Рисунок №1. Структура экономического потенциала предприятия

Экономический потенциал предприятия образуют следующие частные потенциалы:

Трудовой потенциал характеризует необходимый и достаточный для достижения целей предприятия количественный состав сотрудников, исходя из их персональных способностей, навыков и других качеств, влияющих на трудовую деятельность.

Потенциал основных фондов это показатель, характеризующий количественный состав и эффективность использования основных средств, находящихся в распоряжении организации.

Потенциал оборотных фондов – это показатель, характеризующий количественный состав и эффективность использования оборотных средств предприятия.

Финансовый потенциал характеризует обеспеченность компании финансовыми ресурсами, необходимыми для его стабильного функционирования, и эффективность их распределения и использования.

Организационно-управленческий потенциал характеризует способность руководства объединять ресурсы предприятия в процессе хозяйственной деятельности для сохранения и создания конкурентных преимуществ. Данный потенциал определяется организационной структурой и методами управления.

Маркетинговый потенциал – оценка способности маркетинговой системы своевременно и качественно исполнять маркетинговые функции с целью сохранения и повышения конкурентоспособности предприятия.

Инновационный потенциал – оценка способности предприятия использовать имеющиеся ресурсы для осуществления инновационной деятельности с целью удовлетворения существующих или перспективных потребностей.

Экономический потенциал (как и входящие в его состав элементы), а также механизм его развития, который необходим для поддержания конкурентоспособности предприятия, в отличие от совокупного потенциала предприятия отвечает за исследование и развитие предприятия с экономических позиций. В то же время в рамках совокупного потенциала предприятия могут быть исследованы (помимо экономического) правовой, экологический и другие виды потенциалов.

Оценка экономического потенциала

Оценка экономического потенциала невозможна без использования количественных и качественных методов. К таким методам оценки потенциала можно отнести следующие: ситуационный анализ, портфельный анализ, кабинетные исследования, опросы работников организации по специальным методикам (диагностические интервью), коллективные методы работы, экспертные оценки, математические методы (анализ трендов, факторный анализ, расчет средних показателей, специальных коэффициентов и пр.).

Экономический потенциал предприятия чаще всего раскрывается используя совокупность характеристик: реальные возможности, объём ресурсов и резервов, способность к использованию потенциала, уровень и результаты его реализации.

Исследования экономического потенциала проводятся в рамках классических методологий. Напомним, что причина многообразия подходов к оценке экономического потенциала коренится в терминологических разночтениях категории «экономический потенциал».

Оценка экономического потенциала может быть использована в качестве интегрального показателя, описывающего состояние развития системы. При этом необходимо выявлять и систематизировать максимально возможное количество факторов, воздействующих на ресурсы предприятия. Для таких целей можно предложить использовать следующую таблицу.

Таблица 1. Факторы, воздействующие на экономический потенциал промышленного предприятия

Ресурсный потенциал Факторы 1-го порядка Факторы 2-го порядка Факторы 3-го порядка
1.Трудовые ресурсы 1.1.Уровень производительности труда 1.1.1.Уровень мотивации работников 1.1.1.1.Материальное стимулирование
1.1.1.2.Моральное стимулирование
1.1.2. Совершенствование организации управления, организации производства и труда 1.1.2.1.Эффективность использования рабочего времени
1.1.2.2.Оптимизация структуры управления
1.1.2.3.Изменение технического уровня производства
1.1.3.Отношение к труду  
1.1.4.Состояние трудовой и технологической дисциплины
1.1.5.Степень обеспеченности предприятия работниками ведущих профессий
1.2.Текучесть кадров 1.2.1.Подбор и прием персонала 1.2.1.1.Разработка планов развития предприятия
1.2.1.2.Изменение трудоемкости производственной программы
1.2.1.3.Изменение организационной структуры предприятия
1.2.1.4.Возрастная структура персонала
1.2.2.Высвобождение рабочих мест 1.2.2.1.Условия труда на предприятии
1.2.2.2.Материальная и моральная удовлетворенность сотрудников предприятия
1.2.2.3.Уровень социальной поддержки работников предприятия
1.2.2.4.Экономические условия в стране и регионе
1.3.Уровень образования и квалификации персонала 1.3.1.Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала 1.3.1.1.Наличие учебно-производственной базы для обучения работников
1.3.1.2.Финансирование расходов на обучение кадров
1.3.1.3.Планирование обучения персонала
1.3.2.Число специалистов с высшим образованием  
2.Финансовые ресурсы 2.1.Уровень рентабельности 2.1.1.Значения показателей выручки, прибыли и затрат на предприятии 2.1.1.1.Направления развития предприятия
2.1.1.2.Конъюнктура рынка
2.1.1.3.Проводимая государством экономическая политика
2.1.1.4.Ценовая политика предприятия
2.2.Показатели ликвидности  
2.3.Уровень финансовой устойчивости и деловой активности 2.3.1.Платежеспособность предприятия  
2.3.2.Оборачиваемость капитала
2.3.3.Размеры дебиторской и кредиторской задолженности
2.4.Объем и структура источников финансирования 2.4.1.Доля собственных источников 2.4.1.1.Этап жизненного цикла предприятия
2.4.1.2.Уровень риска в деятельности предприятия
2.4.1.3.Налоговая нагрузка
2.4.2.Доля заемных источников 2.4.2.1.Проценты по кредитам
2.4.2.2.Сроки возврата долга
3.Материальные ресурсы 3.1.Условия поставок ресурсов 3.1.1.Отношения с поставщиками ресурсов  
3.1.2.Формы снабжения предприятия материальными ресурсами
3.1.3.Виды и количество предоставляемых поставщиками дополнительных услуг
3.2.Качество продукции 3.2.1.Уровень техники и технологии  
3.2.2.Маркетинговые исследования
3.2.3.Осуществление контроля качества
3.2.4.Внедрение на предприятии системы менеджмента качества
3.2.5.Уровень брака, дефектов, отказов
3.3.Ассортимент продукции 3.3.1.Характер деятельности предприятия  
3.3.2.Потребности рынка
3.3.3.Возможности выпуска новых или модернизированных изделий
3.4.Уровень запасов на предприятии 3.4.1.Потребности производства в запасах  
3.4.2.Условия отгрузки готовой продукции.
3.4.3.Принятая на предприятии система управления запасами
3.4.4.Наличие сверхнормативных запасов
3.4.5.Затраты на содержание складов
3.5.Уровень материалоотдачи 3.5.1.Нормы расхода сырья и материалов  
3.5.2.Применение безотходных технологий производства
3.5.3.Применение прогрессивных видов материалов
4.Организационные ресурсы 4.1.Организационная структура 4.1.1.Особенности осуществляемой предприятием деятельности на рынке  
4.1.2.Уровень развития предприятия
4.2.Имидж предприятия 4.2.1.Деловая репутация  
4.2.2.История предприятия
4.2.3.Отношения с клиентами
4.3.Организационная культура 4.3.1.Психологический климат 4.3.1.1.Отношения между сотрудниками
4.3.1.2.Отношения сотрудников с руководством
4.3.1.3.Вероятность возникновения конфликта
4.3.2.Принятые на предприятии ценности, нормы поведения  
5.Интеллектуальные ресурсы 5.1.Интеллектуальная собственность 5.1.1.Наличие патентов, лицензионных соглашений, ноу-хау  
5.1.2.Разработка и утверждение новых идей, торговых марок
5.2.Инновации 5.2.1.Способность производить новые изделия 5.2.1.1.Уровень затрат на НИОКР
5.2.1.2.Время освоения новых технологий
5.2.2.Уровень привлекательности предприятии для инвесторов  
5.3.Компетенции и способности персонала  
6.Информационные ресурсы 6.1.Уровень развития информационных технологий 6.1.1.Наличие комплекса технических и программных средств  
6.1.2.Уровень организационно-методического обеспечения
6.1.3.Объем инвестиций в информационное обеспечение
6.2.Источники получения информации  
6.3.Рационализация документооборота 6.3.1.Стандартизация типов и форм документов  
6.3.2.Создание систем управления данными
6.3.3.Формирование единого информационного пространства предприятия
6.4.Система обеспечения информационной безопасности 6.4.1.Наличие служб информационной безопасности и механизмов защиты  

Указанные факторы можно проанализировать графическим методом анализа причинно-следственных связей, применяя схему Исикавы, иногда называемую «рыбий скелет» (Fishbone Diagram)

С помощью схемы Исикавы можно не только определить состав и взаимозависимость факторов, влияющих на экономический потенциал предприятия, но и выявить их относительную значимость.

С помощью схемы Исикавы любое предприятие из максимального числа факторов может выбрать только те, которые будут играть важнейшую роль в данный момент времени в конкретной ситуации. Применяемый метод можно усовершенствовать, создав предварительно «идеальный» для данного хозяйствующего субъекта вариант схемы. Возможен иной порядок изображения причинно-следственных связей, более точная и конкретная формулировка факторов (например, в числовом, временном форматах). В качестве «идеального» принимается состояние предприятия в определенном периоде, характеризующемся высокими показателями развития, либо состояние развития эффективно функционирующего конкурента, либо оптимальное состояние, признаваемое таковым на государственном или региональном уровне и зафиксированное в статистической отчетности. Сравнение «идеальной» схемы Исикавы и схемы, отражающей фактический экономический потенциал предприятия, позволяет выявить проблемы в эффективном создании, привлечении и использовании ресурсов. Решением проблемы, т.е. разницы между существующим и желаемым состоянием системы, должно стать то, что заполнит промежуток между этими состояниями.

Схема Исикавы позволяет получить качественную оценку экономического потенциала, выявить наиболее значимые в сложившихся условиях факторы.

Исследования Е.В. Басалаевой показали, что показатели экономического потенциала можно сгруппировать в четыре группы, которые могут быть измерены и оценены с требуемой степенью точности [2]:

  • деятельность с целью получения прибыли;
  • деятельность с целью генерирования потоков денежных средств;
  • деятельность с целью сохранения стоимости;
  • деятельность с целью поддержания качества жизни.

Наиболее важными задачами оценки экономического потенциала являются:

  • оценка доходности (рентабельность капитала);
  • оценка степени деловой активности предприятия;
  • оценка финансовой устойчивости;
  • оценка ликвидности баланса и платёжеспособности предприятия.

В качестве традиционных показателей в экономической литературе выделяют следующие:

  • имущественное положение;
  • положение на рынке;
  • обеспеченность производственными ресурсами;
  • эффективность производства;
  • финансовое состояние предприятия.

При оценке экономического потенциала рассматриваются различные структурные коэффициенты, такие как:

  • техническое строение производства (фондовооруженность труда);
  • органическое строение производства (эффективность использования ресурсов);
  • стоимостное строение производства (эффективность производства);
  • дееспособность производственных фондов (доля производственных фондов, участвовавшая в создании продукта);
  • средний оборот производственных фондов (количество оборотов, совершённых производственными фондами);
  • фондоемкость чистой продукции (стоимость производственных фондов, приходящаяся на один рубль чистой продукции);
  • норма потребления (стоимость труда, приходящаяся на один рубль чистой продукции);
  • норма накопления (доля прибыли, которую предприятие может реинвестировать в развитие производства (коэффициент реинвестирования)).

В других источниках описываются балансовая модель прогноза экономического потенциала [3], отражающая взаимосвязь между различными активами и пассивами предприятия; экспертный метод; метод денежной оценки элементов экономического потенциала; ресурсно-регрессионный метод; метод приоритетной оценки ресурсов; условно-натуральный метод [4].

Однако существующие методики оценки экономического потенциала предприятий позволяют лишь в определённой мере измерять количественное влияние отдельных факторов. Тем более что основная часть положений этих методов до сих пор остаётся дискуссионной.

Литература:

  1. Заболотская Н.В., Козлова Т.В. Оценка экономического потенциала предприятия // Экономический анализ: теория и практика, 2009, №5
  2. Басалаева, Е.В. О проблемах исследования экономического потенциала и некоторых способах их решения / Е.В. Басалаева // Научная сессия МИФИ–2006. Т. 13 / Всероссийский заочный финансово-экономический институт. - М., 2006.
  3. Земитан Г. Методы прогнозирования финансового состояния организации. (https://blog.iteam.ru/metody-prognozirovaniya-finansovogo-sostoyaniya-organizatsii/)
  4. Улезько А.В. Стратегия формирования и тактика использования ресурсного потенциала сельскохозяйственных предприятий. (http://iomas.vsau.ru/nauka/ar/ule/)
Версия для печати
Похожие материалы:
Комментарии 0
avatar