Можно ли сейчас рассчитать реальную стоимость бизнеса?
Рассмотрим существующие варианты оценки компаний, а также проанализируем, способны ли они в настоящих условиях дать адекватную картину стоимости организации. Итак, классических методов оценки, которые можно взять за основу и раскрыть в данной статье, в настоящее время три:
Сравнительный подход (multiples model).
Модель дисконтированных денежных потоков (DCF).
Оценка убыточных компаний, находящихся в кризисном состоянии.
Экономические условия в России резко изменились. Сейчас уже можно выделить целый ряд отличий ведения бизнеса в нынешней ситуации по сравнению с докризисной моделью:
- финансы стали значительно дороже: если до кризиса кредит на пополнение оборотных средств можно было взять под 10%, то в середине 2009 г. уже под 18-20%, а сейчас ставка в среднем составляет 15-18%;
- ужесточились условия кредитования, кредиты перестали автоматически пролонгироваться, и многим компаниям пришлось их погашать при наступлении срока, однако деньги были не у всех;
- новые кредиты получить даже по повышенной ставке стало гораздо труднее, чем раньше, – сильно возросли требования к заемщику;
- курсы валют стали более волатильны, причем зачастую отклонения идут вразрез с прогнозами аналитиков;
- сильно снизился уровень потребления и, как следствие, производства;
- часть инвесторов переориентировалась со спекулятивного получения прибыли на стратегические инвестиции;
- значительно вырос фактор неопределенности, прогнозы даже на год сделать очень сложно.
Данные изменения, несомненно, повлияли на выбор метода оценки компаний.
Сравнительный подход
Цель сравнительной оценки состоит в определении стоимости бизнеса на основе рыночной цены аналогичных компаний. Сравнительная оценка включает два компонента. Во-первых, чтобы определить стоимость бизнеса, основываясь на его сравнении, цены следует привести в стандартизированный вид, что обычно достигается посредством конвертации цен в мультипликаторы прибыли, балансовой стоимости и объемов продаж. Во-вторых, найти сопоставимые компании. Кроме того, в одной и той же сфере бизнеса организации могут отличаться друг от друга по таким параметрам, как риск, потенциал роста и денежные потоки. В этом случае ключевым становится вопрос о том, как смягчать эти различия при сопоставлении мультипликаторов нескольких компаний.
Иначе говоря, когда вам нужно оценить организацию, на рынке котирующихся акций следует искать идентичную либо очень близкую к оцениваемой компании, а затем выбрать тот мультипликатор, который больше подходит (как правило чаще всего используют стоимость/EBITDA). После этого данный мультипликатор применяется к оцениваемой компании.
Например, необходимо оценить большую торговую сеть, представленную как в Москве, так и в регионах. По выручке данная сеть сравнима с X5Retail Group. Соотношение стоимость/EBITDA у X5Retail Group равно 5 (здесь и далее цифры условные), а EBITDA оцениваемой компании составляет 100 млн. долл. в год. Следовательно, стоимость рассматриваемой компании выяснить легко: 100 млн. долл. * 5 = 500 млн. долл.
Положительные стороны данного подхода в том, что его легко использовать, если вы оцениваете достаточно известную компанию, например торговую сеть. Минус метода: если ваш бизнес достаточно редок, то найти аналоги будет трудно. Кроме того, каждая компания уникальна, а при оценке с помощью сравнительного подхода ее индивидуальные особенности не учитываются. Использование в кризисный период: сравнительный метод лучше не использовать или же применять исключительно в совокупности с другим способом. Отказ от такого варианта оценки обусловлен несколькими причинами:
-
В условиях, когда банки резко ужесточили требования к заемщикам, компании стали активно «приукрашивать» отчетность, поэтому показателю EBITDA верить уже сложно, следовательно, при оценке можно сильно завысить стоимость рассматриваемой компании.
-
Многие успешные компании списали в отчетности то, что уже давно хотели списать: например, X5Retail Group обесценила гудвилл, став в 2009 г. одним из лидеров по убыткам, однако к реальной жизни ритейлера и его финансовому положению это списание не имеет никакого отношения. Если же вы, не зная подобных тонкостей, возьмете ее мультипликатор, то сильно занизите стоимость оцениваемой компании.
-
Количество игроков и сделок на рынке значительно уменьшилось. Таким образом, если ранее считалось, что один конкретный покупатель может ошибиться, но рынок в целом выправит его ошибку и усреднит показатели, то сейчас велика вероятность использовать мультипликатор ошибившегося покупателя.
Дисконтирование денежных потоков
Фундамент, лежащий в основе данного подхода, – это правило приведенной стоимости (present value – PV), согласно которому стоимость любого актива соответствует приведенной стоимости ожидаемых денежных потоков, приходящихся на данный актив:
где,
n - срок жизни актива,
CF - денежные потоки за период t,
r - ставка дисконтирования, отражающая риск ожидаемых денежных потоков.
Оценивая бизнес с точки зрения дисконтирования денежных потоков, вы строите прогноз движения денег на 5-10 лет вперед и при этом закладываете определенные темпы роста доходов и расходов. В данном прогнозе учитывается движение средств по финансовой, операционной и инвестиционной деятельности. Далее следует выбрать ставку дисконтирования и рассчитать стоимость бизнеса.
Положительные моменты: элиминируется влияние статей отчета о прибылях и убытках, которые к реальной жизни имеют малое отношение (например, отложенный налог, дисконтирование дебиторской и кредиторской задолженности). Таким образом, денежные потоки тяжелее фальсифицировать, нежели отчет о прибылях и убытках. Отрицательные моменты: данный подход содержит очень много допущений – темпы роста, ставка дисконтирования. От точности прогноза событий, которые должны произойти в будущем, сильно зависит цена, которую вы сейчас заплатите за компанию.
Примечание. Много копий сломано вокруг определения ставки дисконтирования, поскольку она очень сильно влияет на расчеты. Ставка может определяться тремя способами: как альтернативная доходность; как требуемая доходность; как средневзвешенная стоимость капитала (WACC). Чтобы рассчитать WACC, следует сделать массу допущений, поэтому более корректно использовать одновременно два метода (как альтернативную и требуемую доходность). Проблема в том, что требуемая доходность у многих инвесторов завышена, так как они еще мыслят докризисными категориями и доходность в 10-15% годовых считают слишком низкой. Поэтому если к кризисным денежным потокам применить докризисную ставку дисконтирования, то это сильно занизит стоимость бизнеса.
Использование в условиях кризиса: данный метод точнее метода мультипликаторов, поскольку предполагает, что вы покупаете актив не для кратковременной спекуляции, а инвестируете средства на длительный срок. Как правило, вы будете инвестировать в тот бизнес, который вам понятен, иначе присутствует очень большой риск банкротства. В то же время если сегмент рынка уже хорошо знаком, то спрогнозировать темпы роста/падения вы сможете с гораздо большей точностью.
Данный метод неприменим для компаний, которые находятся в очень тяжелом финансовом положении и пытаются спастись от банкротства.
Оценка убыточных компаний в кризисном состоянии
Многие сделки по покупке бизнеса в настоящее время как раз осуществляются в отношении компаний, находящихся в кризисном положении. В основном такие сделки проводятся стратегическими инвесторами, которые преследуют две цели: присоединить компанию к своему холдингу, считая, что эффект синергии поможет улучшить общие показатели холдинга или распродать компанию в качестве отдельных активов.
В первом случае лучше всего использовать метод чистых активов, во втором – метод ликвидационной стоимости.
Метод чистых активов подразумевает, что все активы оцениваются по справедливой стоимости: списываются запасы и дебиторская задолженность, которую взыскать уже нереально, ОС оцениваются исходя из их реального состояния, учитываются обязательства перед всеми кредиторами, в том числе и по проигранным судам, оплата по которым еще не произошла. После этого считаются чистые активы (разница между активами и обязательствами). Если величина отрицательная, то компания - банкрот, а банкрот ничего не стоит. Практически всегда представители оцениваемой компании с такими выводами не согласны и пытаются хоть как-то завысить стоимость активов. И тогда итоговая сумма будет определяться за столом переговоров между акционерами банкрота и инвестором, а результат уже не будет зависеть от оценки, сделанной одним из вышеперечисленных методов.
Метод ликвидационной стоимости близок к методу чистых активов лишь с той поправкой, что активы будут оценены в ту сумму, по которой вы в данный момент сможете их распродать, вычитая издержки на распродажу и норму прибыли.
Выводы
Прежде чем приступить к оценке желаемого объекта, необходимо понять цель покупки: будет ли это долгосрочной инвестицией в бизнес или же активом для распродажи. Во втором случае следует использовать только метод ликвидационной стоимости. Для первого случая будет характерно несколько последовательных шагов:
-
В настоящее время множество компаний испытывают финансовые трудности, поэтому при оценке лучше начать с метода чистых активов – это даст возможность убедиться, что вы не покупаете банкрота. Ведь даже прибыльные предприятия сейчас могут находиться в предбанкротном состоянии, поскольку до кризиса считалось хорошим тоном иметь кредитный портфель, равный минимум пятилетней докризисной прибыли.
-
Если по чистым активам компания не банкрот, то для ее оценки следует использовать метод дисконтированных денежных потоков: если вы ориентируетесь в этом бизнесе, то сделаете гораздо меньше ошибок при прогнозировании, нежели рынок в целом, использующий метод мультипликаторов.
Автор: А.Озерянова, финансовый директор ООО «Джекпот»
Опубликовано в журнале «