»

Мониторинг деятельности предприятия – средство предупреждения неплатежеспособности

Предприятие – это сложнейший живой организм, функционирование которого затрагивает все сферы общественной деятельности. Предпринимательство стало той формой организации этой общественной деятельности, которая позволяет при общей договоренности перераспределить возможности человека (как универсальной, так и уникальной единицы) для собственной реализации и для осуществления жизнеспособности всего общества.

В книге «Трактат о политической экономии» (1803) известный французский экономист Ж.Б. Сэй дал следующее определение предпринимательской деятельности: «...соединение, комбинирование трех классических факторов производства – земли, капитала, труда». С развитием человеческого гения на сегодняшний день к этим факторам производства следует добавить информацию и технологии. Эти факторы, несомненно, существовали во все времена, но стали явно необходимыми в связи с ростом населения планеты.

Предприятие любой формы живет своей жизнью и является частью всего общества в целом, поэтому на экономико-юридическую природу и социальное положение предприятия влияет огромное множество факторов. У любого предприятия есть свой цикл жизни. У кого-то он длится сотню лет, как у компании «Кока-Кола», а у кого-то несколько месяцев.

Продолжительность жизни предприятия зависит от предпринимательских решений.

Предпринимательское решение – это выбор, осуществленный руководством, организаторами предприятия, в рамках его должностных прав и обязанностей, полномочий и компетенции. Это результат процесса, имеющего определенную продолжительность, в том числе цикличность, и структуру действий. Предпринимательское решение принимается на основе всестороннего анализа сложившегося положения и направлено на достижение целей конкретной организации.

Необходимо обратить внимание организаторов, руководства и сотрудников предприятия на то, что решения на предприятии принимаются, не исходя из собственных потребностей, а в целях развития и решения проблем организации. Если человек принимает частное решение, то последствия отразятся только на нем самом и на его личном окружении. Если человек принимает решение как сотрудник предприятия, то последствия отразятся на всем предприятии, сотрудниках, участниках и их личном окружении. В связи с этим актуализируется проблема контроля и мотивации решений, принимаемых сотрудниками компании. За рубежом к внутренним механизмам контроля и мотивации менеджеров относятся деловая репутация менеджера (существует риск увольнения), денежные поощрения, интересные командировки, возможность приобретения пакета акций, но не обязательно повышение в должности. Если сотрудник – отличный исполнитель, это не означает, что он способен взять на себя еще большую ответственность.

Со стороны руководства, принимающего в основном стратегические решения, этот процесс может повлиять не только на судьбу собственного предприятия, но и на социально-экономическую ситуацию целого региона, например, в случае градообразующих (безработица), экологически опасных (эпидемии и уничтожение природы) предприятий. Предпринимателем, в отличие от частного лица, решения должны приниматься в результате сложного, комбинированного, аналитического, ответственного, формализированного, профессионального процесса.

Решение может быть удачным, а может быть ошибочным. Так как предприятие управляется человеком, то ошибки неизбежны. Однако ошибки должны и могут быть сведены до минимума благодаря своевременной и адекватной оценке ситуации. Человеку свойственно хотеть предвидеть будущее, особенно относительно предпринимательской деятельности. Одним из самых великих бизнесменов-«предсказателей» можно назвать Рокфеллера, который сохранил свое состояние, распродав определенные акции до американского кризиса 1929 года. Майкл Маркс и Том Спенсер решили 116 лет назад, что было бы удобно делать покупки в одном месте, и создали первые супермаркеты. Генри Форд сыграл на локальном производстве автомобилей и разработал серийное производство, а постоянное повышение зарплаты позволяло рабочим покупать автомобили собственного производства. Уоррен Баффет заработал свои миллиарды торговлей акциями на бирже.

Многие руководители предприятий основываются на принципе прогнозирования несостоятельности (банкротства), используя модели, построенные на регрессионных вычислениях коэффициентов, которые разрабатывались эмпирическим путем на основании данных бухгалтерской отчетности успешных и несостоятельных предприятий.

Целый ряд известных ученых за последние полвека разработали такие модели: это Г.Спрингейт, Ж.Лего, Дж. Бисс, Э.Альтман, Р.Тафлер, Г.Тишоу, У.Бивер. В России известны модели Р.С.Сайфулина, Г.Г.Кадыкова, О.Зайцевой, А.В.Колышкина, А.И.Гончарова.

Однако кризисная ситуация на предприятии, будь она финансового, кадрового, производственного или какого-либо другого характера, не возникает без причин. Многие руководители сетуют на невозвратность долгов в той или иной форме от клиентов или поставщиков, козни муниципальных служб, равнодушие банковской системы. При этом далеко не все предприниматели пытаются прежде всего сами не доводить собственный бизнес до критического положения. В России большинство предприятий сталкиваются с похожими проблемами, и только те, кто постоянно осуществляет минимальный мониторинг за деятельностью собственного предприятия, могут с легкостью предпринимать своевременные и эффективные меры для поддержания устойчивого уровня платежеспособности и избегать ситуации несостоятельности (банкротства).

Современный экономический термин «мониторинг» становится обязательным в обиходе всех успешных предприятий участников рыночных отношений. С английского данный термин можно перевести как: смотреть, наблюдать, следить, отслеживать, проверять качество прибора, контролировать, управлять, наставлять, рекомендовать, советовать, корректировать. Не эти ли качества необходимы и любому сотруднику предприятия – от руководителя до узкого специалиста – для осуществления прибыльной деятельности предприятий в современных рыночных условиях? В русском языке для обозначения всех сопутствующих функций мониторинга есть такое понятие, как «профилактика»: постоянное наблюдение на протяжении всей его жизни, адаптация к изменяющимся внешним и внутренним условиям функционирования при помощи поддержания внутренних ресурсов, диагностики состояния, выработки антител для молниеносного реагирования в кризисной ситуации.

Все эти условия учитываются при создании новой предпринимательской единицы. В рыночной экономике рассчитывается определенное, оптимальное сочетание обстоятельств для получения максимальной прибыли с минимальными затратами или проводится бизнес-планирование. Моделируются желаемый результат и система мер, нацеленная на достижение поставленных задач. Бизнес-план «представляет собой развернутую программу (рационально организованных мер, действий) осуществления бизнес – проекта, предусматривающую оценку расходов и доходов». Специалисты в данной области называют несколько основных принципов создания успешного бизнес-плана, в число которых входят эластичность и гибкость, единство и полнота, вариантность, экономичность и т.д.

Однако бизнес-план благодаря некоторым уникальным принципам, которые также известны экспертам, можно использовать как основание для мониторинга. Этими принципами являются:

  • необходимость: планирование – это рациональное поведение, свойственное человеку, умеющему комбинировать свою субъективность, опыт, интеллектуальность;
  • непрерывность: с одной стороны, план должен быть если не ежеминутным, то ежечасным, ежедневным; с другой стороны, он должен быть вертикальным и непрерывно, без пробелов, включать в себя все возможные аспекты современной деятельности человека, общества и предпринимательской сферы. Именно это качество поможет предприятию сделать задел на случай форс-мажорных обстоятельств;
  • интерактивность: конкурентоспособность основывается на творчестве, во всех его проявлениях, а «неоднократность проработки уже составленных разделов плана» находится в соответствии с новыми обстоятельствами, возникающими на протяжении всего времени деятельности предприятия;
  • участие: в процессе оценки, стратегического и тактического планирования деятельности предприятия должны быть задействованы все участники деятельности предприятия. Предприятие существует для человека и управляется человеком.

Основываясь на прогнозировании кризиса, а не на предупреждении неплатежеспособности, современные предприниматели очень часто совершают одну грубую ошибку: при возникновении проблем в одной сфере деятельности предприятия они бросают все резервы на ее решение. Однако нельзя «лечить» отдельно одну область, следует восстанавливать все предприятие. Если возникает пожар в производственном цеху, повреждается оборудование, пропадает материал, время, то на быстрое восстановление необходимо привлекать средства из резерва, если таковой был предусмотрен бизнес-планом, или отзывать из других отделов и проектов, уменьшать расходы на рекламу, продавать имущество или не выплачивать премиальные сотрудникам и т.п. Принять такие решения возможно только при знании положения всего предприятия на сегодняшний день.

Следует обратить внимание, что неплатежеспособность предприятия может проявиться в разных сферах деятельности: организационно-правовой (соответствие условиям жизнедеятельности региона), экономической (конкурентоспособность), рыночной (ликвидность активов), производственной (география расположения, техническая сфера, технологическая структура), инвестиционной (возможности предприятия), финансовой (соблюдение контрактов, устойчивость предприятия), коммерческой (скорость оборота активов), социальной (интеллектуальные ресурсы, квалификация, коллектив и его личное окружение), экологической (уровень охраны окружающей среды), административной, логистической и т.д. Можно скачать что, прогноз о дальнейшем существовании предприятия не может быть количественным анализом на основе размера имущества и долгов, он является общим рассуждением о будущем предприятия.

Однако при осуществлении предпринимательской деятельности следует предвидеть не только успех, но и столь же возможный крах. Для предпринимателя крах выражается в экономической несостоятельности, когда участники деятельности предприятия вынуждены обратиться к правовым средствам возврата долгов. Вместе с тем известный российским предпринимателям и юристам институт несостоятельности (банкротства) следует рассматривать как некое лекарство при наличии уже выявленного заболевания, а мониторинг платежеспособности как профилактику.

Профилактика действенна при условии, что план разрабатывается сразу в нескольких измерениях. План независимо от специфики предприятия должен содержать такие основные положения из следующего списка: кадры, материалы, финансы, производство, маркетинг, логистика, информация и др. Сочетание этих компонентов может быть абсолютно разным.

Далее каждый компонент детализируется. Например, производство состоит из цеха, материалов, машин, обслуживающего персонала и т.д. Для каждого компонента разрабатывается план «нормальной» деятельности с учетом остальных составляющих производства.

Одновременно план действий каждого компонента на макро- и микроуровне анализируется с учетом доли участия конкурентов, клиентов, поставщиков, политико-экономической обстановки на рынке и т.д.

Итак, мониторинг деятельности предприятия, осуществляемый, например, с помощью бизнес-плана, который должен стать ориентиром для абсолютно всех участников деятельности предприятия, делает каждое предприятие способным адаптироваться к любым условиям с учетом его специфики, не только поддерживать и увеличивать прибыльность, но и предупреждать кризисные ситуации, ведущие предприятие к неплатежеспособности.

Литература:
  1. Горемыкин В.А. Энциклопедия бизнес-планов: Методика разработки. 75 реальных образцов бизнес-планов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Ось-89, 2005
  2. Горемыкин В.А. Указ. соч. С. 8 - 11; см. также: Грамотенко Т.А., Мясоедова Л.В., Любанова Т.П. Банкротство предприятий: экономические аспекты. М.: Издательство "ПРИОР", 1998
  3. Бургер А., Шельберг Б. Возбуждение дел о неплатежеспособности в Германии // Бухгалтерский учет. 1995. №1
  4. Сэй Ж.Б. Трактат политической экономии. М., 1896
  5. Предпринимательство: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Г.Б. Поляка, проф. В.А. Швандара. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005
  6. Сафронов Н.А., Волков Л.В. Несовершенство системы корпоративного управления - основная причина несостоятельности российских предприятий // Финансы и кредит. 2001. №1

Автор: Дешко А.Э., магистр международного бизнеса и финансов, аспирантка Российского государственного института интеллектуальной собственности, экономист Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Центрального банка Российской Федерации.

Версия для печати
Похожие материалы:
Комментарии 0
avatar